kolbasNIC

аудио
Аудиопроктология от kolbasNICа

70 posts in this topic

Предполагается, что в этой теме будут выкладываться материалы раскрывающие суть современного понятия "аудиофилия" или связанные с этим понятием. По-моему мнению, аудиофил это человек, который не просто любит музыку, как мелодию, а прежде всего ставит во главу угла правильность и красоту звука этой мелодии. В отличие от меломана, которому важна прежде всего мелодия, а все остальное не имеет особого значения. Я полагаю, что такое разделение прежде всего связано с построением модели мелодии в голове слушающего. Если мозг меломана вычленил мелодию из шумов и искажений, то он уже получает удовольствие от этой мелодии. А аудиофилу требуется больше; он также способен вычленить мелодию из шумов и искажений, но удовольствие от мелодии получает, только когда эти шумы и искажения исчезающе малы. Так как речь идет об абстрактных моделях в мозгу человека, то огромное влияние на них оказывает психика, которая способна на любые искажения модели при неизменном потоке информации от органов чувств. Отсюда вытекает постулат о глубокой субъективности восприятия звука и мелодии, т.к. модель находится в абстрактном внутреннем пространстве личности, если хотите в воображении. Данные рассуждения даны лишь для выявления качественных связей между затронутыми категориями и ничего не говорят о количественном вкладе каждой. Я, собственно, не собираюсь глубоко копаться в определениях и добиваться их академической правильности и чистоты. Пусть этим занимаются настоящие ученые при написании учебников. Мне достаточно обозначить вектор по которому будет развиваться подача материала и возможные обсуждения.
В наше время понятие "аудиофил" все больше приобретает какой-то сакральный смысл с неким отрицательным оттенком. Этот термин стал немного перекликаться с такими терминами, как "фанатик" или даже "придурок". И это заслуженно. Человечество в массе своей состоит не из самых умных индивидуумов и исторически сложилось так, что стяжающая часть человечества, занимающаяся продажей предметов связанных с понятием "аудио", стала все больше использовать темноту своей аудитории для продвижения своего товара. Постепенно сформировалась целая прослойка людей слепо верящих в стихийно сформированные торговлей аудиодогмы, несмотря на вопиющую абсурдность некоторых из них. И словом "аудиофил" стали называть людей, принадлежащих этой прослойке. Обидно, но это так. Я как раз пытаюсь очистить термин "аудиофил" от метафизической компоненты, а для приверженцев последней, предлагаю использовать очень удачный на мой взгляд термин "аудиофилитик".
Это была присказка, которая надеюсь не приведет к обсуждению использованной терминологии и понятий. Еще раз повторяю, это всего лишь вектор, который я обозначил первыми пришедшими в голову словами, и защищать с пеной у рта предложенную концепцию мне бы очень не хотелось. Мне бы вообще хотелось, чтобы все абстрактные рассуждения на тему аудио на этом посте и закончились бы. Тему предлагаю раскрывать через рассмотрение, более уместных на этой площадке, аудиокомпонентов, их справочных данных и особенностей применения.

LEON and Vadim-Snow-72 like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первый материал, который я хотел бы выложить, это статья о легендарных электролитических конденсаторах Black Gate. На эту тему казалось бы очень много чего написано в Интернете, но я надеюсь, что мне удалось не только воссоздать качественный справочный материал, но и обратить внимание читателя на некоторые интересные моменты, которые обычно не подчеркиваются. Вот тут очень хотелось бы получить как можно больше отзывов.

Легендарные электролитические конденсаторы Black Gate.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за интересную статью. Есть только один вопрос - кто-нибудь "отслушивал" эти легендарные конденсаторы по принципу "слепого прослушивания"? К сожалению, сейчас все реже и реже используется этот метод, а он, как мне кажется. все-таки ближе всего к объективному

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Shuare сказал:

Спасибо за интересную статью. Есть только один вопрос - кто-нибудь "отслушивал" эти легендарные конденсаторы по принципу "слепого прослушивания"? К сожалению, сейчас все реже и реже используется этот метод, а он, как мне кажется. все-таки ближе всего к объективному

Увы, людей, которые специально "отслушивали" BG я лично не знаю. Я вообще уже лет 15 не встречал людей применяющих BG. Да и метод "слепого прослушивания" не особенно надежный. Известный аудиоконструктор Александр Петрович Сырицо сделал специальный переносной стенд не просто для "слепого прослушивания", а для более серьезного "двойного слепого прослушивания" и я несколько раз участвовал с таких прослушиваниях. Чаще всего результат очень неожиданный и непредсказуемый, а что самое неприятное, что если такое прослушивание тут же повторить, то чаще всего результат не совпадает с предыдущим. И это, несмотря на то, что применяется статистическая обработка. Так что я не очень верю в этот "надежный" метод. Похоже, что это как раз один из аудиофилистических мифов.

Но тема об "отслушивании" интересная. Потому как критерии оценки качества звучания очень нужны и до недавнего времени их не было. Буквально год назад я познакомился с сравнительно новым инструментальным методом акустических измерений под названием МММ (Moving Mic Measurement). Первое, что меня поразило, что результат измерений МММ очень сильно коррелировал с моими собственными впечатлениями от звука. С тех пор я участвовал в десятках таких измерений и могу с уверенностью утверждать, что инструментальный метод акустических измерений, а именно МММ, может являться прекрасным и надежно воспроизводимым критерием качества звучания. Метод МММ не сложен и по времени занимает не более 10 минут. Оборудование — это измерительный микрофон, штанга для микрофона и звуковая карта, причем микрофон не обязательно должен быть измерительным. В принципе подойдет почти любой, но только для относительных измерений, типа сравнения АС и т.п. А еще для МММ нужен специальный софт, который не бесплатный, и цена его хотя и не малая, но подъемная. Все подробности можно найти в сети.

Но вернемся к BG. Я не верю в волшебные электронные компоненты и в конденсаторы в частности. Поэтому не вижу особого смысла в "отслушиваниях" конкретной детали, или даже такого серьезного компонента, как усилитель. Дело в том, что в процессе воспроизведения участвует весь звуковой тракт — от самого звукового контента до АС и, как это не странно, воздух в помещении и сам слушатель. Наивно думать, что если в каком-то тракте заменить, например, усилитель и звук после этого изменится, то это изменение некая характеристика только самого усилителя. Я уверен, что почти каждый сталкивался с такой ситуацией, когда, например, сегодня ты, пуская от счастья слезу, слушаешь какой-то трек и звук кажется тебе верхом совершенства, а на завтра, включаешь аппаратуру, тот же самый трек, а волшебство пропало, хотя ты ничего в системе не менял. Это все потому, что цепочка причин и следствий намного длиннее, чем мы привыкли считать и кончается она у нас в голове. Или такое почти эзотерическое явление как резонанс Шумана. Продаются десятки недорогих "симуляторов резонанса Шумана" и, иногда, подчеркиваю, иногда они очень серьезно влияют на восприятие музыки. А если слушателей несколько, то в один и тот же момент влияние "симуляторов резонанса Шумана" на них оказывается разным, кто-то даже просит выключить музыку, а кто-то так расслабляется от удовольствия, что становятся нужны памперсы. Это я лично проверял у себя дома и, кстати, безразмерные памперсы "для пожилых" у меня есть, так что если есть желающие, опыт можно повторить.

Все время меня относит от BG. На мой взгляд, самое ценное в BG, это идеальный конденсатор Super E-Cap, который позволяет создавать ИП с фантастическими параметрами. Кстати, эту же идею компенсации индуктивностей использовала фирма Panasonic в своих электролитах Master TA-KEH II, только немного по другому. Это я к тому, что для компенсации подходят не только BG, но и пленочные конденсаторы, например. Тут еще не паханное поле. Ну и второй полезный момент в статье, это диаграмма сравнения конденсаторов разных типов, которая позволяет четко ориентироваться в мире конденсаторов. А сами BG это голимый винтаж и рекомендовать их использовать было бы опрометчиво.

Shuare likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно говоря аудиофилию в крайних ее проявлениях я не очень уважаю как как явление.

Но тем не менее принимаю ее как данность.Одно время даже был ее апологетом.

Времени немного прошло и она стала вообще мне не нужна.)))

 

Но, Александр, твои штучки-дрючки явно выдающиеся и без тебя это поле было бы бедным и высохшим.

Так что пиши, читаем, внимаем и ценим.

Vadim-Snow-72 likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Виктор. Странно, что после стенок с магнитофонами, тебя так отбросило от аудиофилии. Но бывает. У меня тоже был перерывчик лет в 15. Правда потом опять засосало:7:

А в прошлом году наступила эра конвольверов. На западе сейчас это самый тренд. Я только один раз сподобился послушать конвольверизированный файл в ноябре и, скажу тебе, это то о чем мы мечтали всю свою жизнь. Пока немного неудобно, но уверен, что через год другой и софт улучшится и аппаратная часть подтянется. Конвольверные технологии это уже зрелая фаза развития цифровой звуковой техники и заметный качественный скачок в звуковоспроизведении.

hardegor likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 26.03.2023 в 02:14, kolbasNIC сказал:

Первый материал, который я хотел бы выложить, это статья о легендарных электролитических конденсаторах Black Gate.

 

В Таблица 5 две одинаковые схемы Шаг1 и Шаг2.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, hardegor сказал:

В Таблица 5 две одинаковые схемы Шаг1 и Шаг2.

Разница есть. Она заключается в разных способах заземления.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, kolbasNIC сказал:

Разница есть. Она заключается в разных способах заземления.

А можно узнать, в чем заключается разница?

По идее, общий провод должен быть единым, в противном случае появляется перекос и в выходном сигнале появляется постоянная составляющая.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я могу, конечно, пофантазировать на эту тему, но не буду. Потому что мне самому неясно, что конкретно имелось ввиду. Но так было в оригинальном материале Jelmax и не думаю, что это была ошибка. Никаких комментариев по поводу этих земель не было. Мне тоже сначала показалось, что схемы одинаковые, но потом я нашел разницу. Две "земли" могут представлять собой "сигнальную землю" и "силовую землю" или просто "землю" и "корпус". Больше вроде вариантов нет. Выбирайте, что Вам больше нравится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот не выдержал. Любопытство гложет.

Александр, позвольте спросить. Следующее:

 

 "Плотность звука явно увеличилась, а
количество информации резко
возросло"

 

Это какую методику применили и чем померили? Плотномером звука?

В цифрах это сколько будет?

Мне очень стыдно, но хоть убейте - не понимаю!

LEON likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, checha сказал:

Вот не выдержал. Любопытство гложет.

Александр, позвольте спросить. Следующее:

 

 "Плотность звука явно увеличилась, а
количество информации резко
возросло"

 

Это какую методику применили и чем померили? Плотномером звука?

В цифрах это сколько будет?

Мне очень стыдно, но хоть убейте - не понимаю!

Я уже устал писать, что я аудиофил, а не аудиофилитик. Приведенная цитата это буквальный перевод предложения "The sound density clearly increased and the quantity of information drastically increased" взятой вот отсюда: http://sharksystems.narod.ru/blackgate/ebg6.htm.

Туда и обращайтесь с ехидными вопросами. А со стыдом явно есть проблемы.:1:

checha likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, kolbasNIC сказал:

Туда и обращайтесь с ехидными вопросами.

 

Ну эту мудрость ведь транслировали сюда. Для чего-то. Тут и спрашиваю.

А первоисточников я не читал, не знал даже о плотности звука раньше.:1:

Впрочем, чувствую, теперь и не только это узнаю. Для общего развития.

 

Кстати, лишний раз убеждаюсь, что музыку, особенно классическую, нужно слушать только в живую. Всё остальное, видимо тоже. Цена билетов, думаю, на все концерты и выступления, будет намного меньше сумм, затраченных на высококачественную аппаратуру с суперсовременными системами обработки звука.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Кстати, лишний раз убеждаюсь, что музыку, особенно классическую, нужно слушать только в живую.

А вот тут я поспорю. Во-первых, мест на концертах, где все хорошо слышно очень немного и цена билетов на эти места гораздо выше. Во-вторых, музыку хочется слушать часто, а на концерты не набегаешься, да и нужные концерты бывают редко.  А еще частенько солисты и музыканты бывают не в тонусе.

Так что со среднестатистического места на среднестатистическом концерте удовольствия от музыки гораздо меньше, чем стабильное удовольствие от прослушивания на качественной домашней системе, в чем я неоднократно убеждался в последние годы. Скорее даже неприятные впечатления от музыки при неоптимальном расположении в зале. У меня первая жена работает в билетных кассах Большого театра и бывало подкидывала контрамарки, как раз на неоптимальные места. Обычно никакого удовольствия и я уже лет 10 этим блатом не пользуюсь.

А на одном из последних концертов я сидел в центре зала, передо мной сидел человек-гора ростом более 2-х метров и с примерно такой же шириной плеч. Прямой звук полностью вяз в необъятной мышечной массе человека-горы и ко мне не попадал, а попадал только отраженный от стен сзади. А рядом сидел дедушка, нажравшийся в антракте, который все время путал меня со своей бабушкой и пытался хватать за коленку. Я за каждое поползновение на мою честь со всей силы бил дедушку локтем в бок, он на секунду приходил в себя, привставал и громко пытался извиниться. Все соседи на него шикали. Он опять извинялся и, присаживаясь наваливался на меня своей вонючей тушкой. От дедушки несло застарелым потом, нестираными носками и дешевым коньяком и у него постоянно громко бурчало в животе. А когда дедушка немного успокоился, он стал храпеть и все паузы между руладами храпа, заполнял бурчанием своей утробы. Я даже не помню, что это был за концерт, настолько я был поглощен действием и "живыми" слуховыми ощущениями. Плохо представляю себе, кому такие концерты могут нравиться, хотя один кандидат, кажется у нас есть.:-D

Vadim-Snow-72 and LEON like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попробую ссылку выложить, здесь совсем по теме будет. Если что то не так, пусть админ ко мне перекинет.

Попалось в сети". - это я так ударение поставил ;-)

 

https://dzen.ru/a/YLYfpwYdQEzYspDr?from_site=mail&utm_referer=mail.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Извиняюсь за большую паузу. Редко сюда захожу и не сразу обнаружил ссылку на статью. Хочу сказать спасибо. Статья на мой взгляд хорошая. Она прекрасно отражает настроения в околозвуковой среде СССР примерно середины 80-х годов. Один из первых вариантов схемы Шушурина, собирал мой коллега по радиокружку еще в 70-е. Энтузиазм был большой, но после того, как схема заработала, он сильно уменьшился. Звук был "как у всех", т.е. никакой. Так что все кружковские эпигоны этой схемы, и я в том числе, быстро прекратили действия по ее реализации. Но это никак не умаляет заслуг Шушурина, как конструктора. По поводу Амфитонов у меня скорее отрицательное мнение. Приходилось их чинить. Львовская реализация усилителей была отвратительной (между собой мы их называли не иначе, как "Гробы"). Звук тоже ничем особенным не выделялся. Отсюда и неприятный осадочек. Что касается ламповых разработок Ламма, то помню, что интерес к ним в начале 90-х был, но умеренный. Никаких звуковых откровений от Ламмов я тоже не помню, да их и не могло быть. Вся эта истерия по неприятию цифры и превозношению теплого лампового звука густо замешана на предвзятости, малом опыте прослушивания и маркетинговых усилиях многих недобросовестных производителей и разработчиков. Подобные рассуждения напоминают перефразированные слова Ужа из Песни о соколе; "Я слышал цифру... Пустое место". Особенно смешит фраза "Цифровой звук, состоящий из фрагментов-битов, на самом деле ненастоящий.". Очень перекликается с баталиями конца XIX века о преимуществах постоянного тока над переменным. И даже с известной фразой: "Вид голого тела, покрытого волосами, производит отталкивающее впечатление". Впрочем место таких баталий и споров о преимуществе теплого лампового над цифровым уже давно сместилось из лабораторий разработчиков в среду околозвуковых невежд.

LEON, Vadim-Snow-72 and checha like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет всем

20-22 октября 2023 в Москве на уже знакомой и стандартно неудобной для прослушивания площадке в отеле «Альянс Бородино» (новое название отеля «Бородино») прошла выставка Hi-Fi & High End Show 2023. Никаких особых впечатлений от этой выставки я не вынес. Разве что стало заметно некоторое повышение интереса масс к аудио. А экспонаты были, как обычно, дорогие и скверно звучащие. Но как площадка для общения с коллегами по несчастью отель «Альянс Бородино» весьма удобен. Внутри есть много мест, где можно уютно посидеть и поговорить. Но нашлись и среди экспонатов совершенно удивительные вещи. Для меня это были акустические системы Doors III, некоего умельца из Тульской области. Этот человек явно приобрел дешевый китайский станок ЧПУ и использовал его по полной. Имея за спиной ЧПУ, человек полностью погрузился в дизайн АС. Тут ничего не могу сказать, дизайн хорош и весьма мне понравился. Но про звук "мастер" явно забыл или вообще рассчитывал, что АС это элемент мебели и издавать звуки им необязательно. Короче, динамики в Doors III голые, т.е. ничем сзади не закрытые и даже никакой панели нет, которая удлиняла бы путь звуковых волн от передней и задней сторон диффузора друг к другу. Причем эти АС трехполосные и ВЧ-полоса сделана почти без замечаний. А СЧ и НЧ, как уже упоминалось, ничем сзади не закрыты и работают в режиме акустического замыкания, т.е. звука почти не производят. При этом пищалка работает нормально. Общее впечатление очень странное, вроде есть какие-то звуки, но глуховатые и как бы издалека, примерно как из другой комнаты, и на это накладывается писк и пощелкивания из пищалки. А когда я похвалил дизайн, этот оригинал спросил меня: "А как звук?". Я считаю некорректным в лицо ругать экспонаты на выставке, все-таки люди стараются и тратят на это немалые деньги. Поэтому постарался ответить максимально вежливо, но и не особо кривя душой: "А над звуком надо еще поработать". А про себя подумал, что надо ему, ну хотя бы распиаренные опусы Алдошиной почитать, все-таки она явные глупости не писала. Просит мужик за свои АС вроде 1,5 миллиона рублей, точно не помню. На выставке все цены в миллионах рублей и конкретные цифры у меня в голове смазались.
Остальные экспонаты как-то не поразили воображение. Лучше всего, на мой взгляд, был звук от громадных АС Саши Ян-Белевского (″ALEKS AUDIO″), как ни странно было чего-то ожидать от действительного члена Российской Академии Естественных Наук . Дежурно понравился усилитель "Бегемот" от Саши Трусова. А вот новые АС Валеры Перевезенцева особого впечатления не произвели. Они сделаны на бюджетных динамиках и относительно доступны по цене, но звук скромный, скорее звучок. Впрочем, пипл хавает все. Это особенно заметно по нездоровому оживлению вокруг "Винил-базара" в холле отеля. Ушлые продавцы с бешеной энергией стремятся побыстрее сбыть свой запиленный и даже на вид лежалый товар, пока мода на него еще держится. Лохи вокруг так и клубятся. Рядом стоят два Studerа и всем желающим предлагается послушать как "здорово" звучат схалтуренные из CD копии якобы "мастер-ленты". Но чтобы это кто-то покупал, я не заметил, все-таки большинство посетителей находятся в сознании. А еще пошла мода бесплатно раздавать на стендах бананы и пирожки с разнообразной начинкой. Прямо ящиками их заносят. Это я горячо приветствую. Хотя бы покушают посетители за свои входные 800 руб. 

Doors III_00.jpg

Doors III_01.jpg

Vadim-Snow-72 likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне довольно часто задают вопросы о импортных трухольных резисторах для военного применения. Типа какие из них лучше. Такой вопрос ставит меня в тупик. Для чего лучше? Обычно уточняют: по сравнению с «обычными» МЛТ. Сразу становится легче, и я обычно отвечаю, что по сравнению с МЛТ любые резисторы лучше. Даже, наверное, китайские со стальными выводами. А, вообще, по сравнению с трухольными резисторами пусть даже и военными лучше SMD или чип-резисторы. Да чем же они лучше, тоже же самое говно, отвечают мне. И мелкие они очень и неудобные, провода к ним трудно припаивать. После этого я стараюсь побыстрее свернуть разговор, тем более, что это так и есть, провода действительно припаивать трудно. На последней аудиовыставке тоже случилась парочка таких бесед. Вот я и подумал, что можно дать письменный ответ про импортные военные резисторы. Импортные в современных реалиях это почти исключительно американские.

Трухольные американские резисторы для военного применения

Аудиофилитики традиционно обожают использовать в своих конструкциях трухольные американские резисторы для военного применения, благо такие резисторы достаточно свободно продаются на рынке. И, если отечественные резисторы для военного применения имеют специальную приемку и больше почти никак не отличаются от гражданских, то в США все немного иначе. Для военных компонентов в США установлены жесткие правила для названий электронных компонентов, в том числе резисторов, которым должны следовать все производители. И эти названия можно расшифровать, чтобы получить полезную техническую информацию. Первое, что надо знать, что все резисторы военного назначения соответствуют определенной военной спецификации, называемой MIL-spec или MIL-performance (в формате MIL-R-xxxx, или MIL-PRF-xxxx). Лучшие типы, соответствующие стандарту MIL, имеют «Установленную надежность (Established Reliability)», причем у лучших из них частота отказов не превышает 0,001% на 1000 часов. Многие из них также рассчитаны на работу при температуре 175°C, при этом по сравнению со значениями при 70°C, мощность снижается вдвое при 125°C и еще больше снижается при 175°C. Соответствие спецификации MIL обычно связано с первыми буквами названия, часто эти буквы являются названием серии. Например, резисторы серии RN соответствуют MIL-R-10509 (ныне MIL-R-55182). Далее в названии идут две цифры, кодирующие размер резистора: 50, 55, 60, 65, 70, 75 и 80. Размер тесно связан с рассеиваемой мощностью. Для военных резисторов эта мощность не такая, как для гражданских и приводится для иного диапазона температур.

Соответствие размера и рассеиваемой мощности, Вт

Размер

Общего применения, до 125°C

MIL, до 70°C

50

1/8

1/10

55

1/4

1/8

60

1/2

1/4

65

3/4

1/2

70

1

3/4

75

2

1

80

5

2

Естественно, аудиофилитики для конкретного размера резистора должны использовать значения рассеиваемой мощности характерные для резисторов общего применения, игнорируя военные значения.

Вот, собственно и все, что надо знать аудиофилитику про американские военные резисторы. Это высокостабильные, высоконадежные, высокоточные резисторы, рассчитанные на работу в более широком диапазоне температур. Диапазон точностей от ±0.1 до ±1%.

Я ни разу в жизни не встречал отечественных аудиофилитиков интересующихся техническими параметрами резисторов. Единственное, что их волнует, это внешний вид, хотя на словах все время толкуют о высокой точности и надежности. А еще очень любят рассуждать о шумах резисторов, обязательно упоминая, что самые малошумящие, это фольговые резисторы, типа разбираются в этом деле. Но используют фольговые резисторы чрезвычайно редко в связи с их высокой стоимостью, да и суют их куда попало, определяя уровень шумов по понятиям. Внешний вид у трухольных американских резисторов военного применения достаточно хорош, чтобы поразить воображение типового аудиофилитика. Вот они и собирают такие резисторы буквально всю жизнь, любовно укладывая их в коробочки. Трудно их за это осуждать, резисторы действительно хороши. Незначительный факт, что военная промышленность США уже десятки лет потребляет трухольные резисторы только для поддержания работы старой аппаратуры и почти никогда в новых разработках, как-то ускользает от внимания аудиофилитиков. И, действительно, нам американская военная промышленность не указ, сами с усами.

 

 

 

 

 

 

 

 

RN60C.jpg

Vadim-Snow-72 likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Почему-то некоторые пишут комментарии с заслуженной критикой мне прямо на личную почту. Спасибо за деликатность, конечно, но стесняться тут нечего. А критика такова. Я ограничился указанием размеров в таблице только для резисторов серии RN. Типа в качестве примера, как отличается рассеиваемая мощность для военных и гражданских применений резисторов. А размеры для других серий военных резисторов кодируются по другому. Как тут быть? А точно также, как в таблице, для гражданского применения сдвинуть значения мощности на одну строку вверх. Разберетесь. На что последовал следующий вопрос: а где брать значения размеров и мощностей для других серий резисторов? Я подумал и решил выложить весь имеющийся у меня материал по трухольным американским резисторам для военного применения. 

 

Дополнил PDF кривыми снижения номинальных характеристик резистора от температуры. Кто успел скачать, обновляйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшифровка названия известных типов американских выводных резисторов для военного применения.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр, прям режет слух и глаз это Ваше "трухольные". Вроде в стране решили бороться с англизмами. Предлагаю называть их " чрездырочными" или в крайнем случае "выводными" :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, LEON сказал:

Александр, прям режет слух и глаз это Ваше "трухольные". Вроде в стране решили бороться с англизмами. Предлагаю называть их " чрездырочными" или в крайнем случае "выводными" :)

Да, я тоже долго привыкал, но этот "термин" не я придумал. Им активно пользуются русскоязычные инженеры-электронщики, так сказать в массе. Я первый раз столкнулся с ним на Вегалабе лет 10 назад. Да и термин "чрездырочными" тоже не слаще, во-первых в связи с нехорошими ассоциациями с "дырками", а во-вторых им никто не пользуется и вообще неправомочно обработчику информации вводить новый термин. Тем более, что это бесполезно, все равно не приживется. Могу, конечно, заменить "трухольные" на "выводные", но по-русски "выводные" звучит неоднозначно, ассоциируясь скорее с выведением чего либо, чем с проволочными выводами (термин "выводы" тоже очень неудачный в силу неоднозначности и неспроста в русском языке он частично вытесняется тоже иностранными терминами "терминалы" и "клеммы", что только добавляет путаницы). Прискорбно, но терминологию в области электроники мы вынуждены практически полностью заимствовать из английского языка, т.к. электроника начала развиваться и продолжает это делать именно в англоязычной среде. В этом плане стихийное возникновение термина "трухольный" скорее благо, чем беда. У термина есть явные достоинства: он однозначный, что очень важно для точности выражения мыслей на русском языке, а также яркий и запоминающийся за счет смутных ассоциаций с чем-то неприличным. Тем более, что антонимом термину "трухольный" выступает очень корявый и неудачный термин "смдэшный", являющийся калькой от англоязычной аббревиатуры "SMD", который вовсю используется устно, но почти не используется письменно, что говорит о том, что этот термин еще не устоялся. К сожалению, в извращенном, но весьма скудном воображении наших инженеров, пока не возникло никаких, даже неприличных ассоциаций на выражение "для монтажа на поверхность", а это было бы неплохо! 
Так что я склоняюсь к тому, чтобы оставить термин "трухольные" в силу его однозначности, тем более, что он есть калька только по звучанию с англоязычной фразы "through-hole" или "thru-hole" и, поэтому находится, так сказать, в тренде русскоязычной электронной терминологии.

И я призываю народ высказаться здесь по поводу этого термина. Что важнее для инженера: четкость и однозначность или неприятные ассоциации. Борьбу с англиканизмами я вывожу за скобки, т.к. практически все термины в электронике являются таковыми и бороться с этим бессмысленно. В быту, да, надо бороться, потому как наш язык там еще может что-то противопоставить, а в электронике не имеет смысла.

LEON likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

С кем я общался на работе и со знакомыми радиолюбителями - все использовали слово "выводные" или "с выводами". Непоняток не возникало ни разу.:-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 часов назад, kolbasNIC сказал:

И я призываю народ высказаться здесь по поводу этого термина. Что важнее для инженера: четкость и однозначность или неприятные ассоциации.

 

Всё написанное ниже оправдываю этим призывом.

Если для инженера - то ГОСТ страны, гражданином которой он является.  Как там, выводные резисторы (постоянные резисторы с однонаправленными выводами).

ГОСТ 24238-84  пункты 2.2.4 и далее.

Вообще в желании использовать, по сути , слэнг, (или криво транслированные термины) вижу две причины. Во первых - быть своим среди единомышленников и казаться продвинутым для остальных. Во вторых более серьёзная причина - чисто коммерческая. В молодости собирал минералы, имел большую коллекцию. Периодически удивляюсь названиям минералов в ювелирных магазинах и на лотках торговцев сувенирами. Например- "индийский изумруд", не что иное как огранённое зелёное стекло от советской бутылки шампанского. Цены были (90-е годы) от пары тысяч долларов. Или, недавно совсем видел, - "изумрудный аметист", цена три тысячи рублей. В производстве подкрашенное кварцевое (в лучшем случае)  стекло, стоимостью пять сотен за 1 кг.

Думаю, что цену за "трухольные" резисторы можно назначить раз в десять больше, чем за просто выводные, например, металлоплёночные.

 

Это чисто моё мнение. Итого - есть для инженеров ГОСТ, и там всё написано.

Все остальные называют, как считают нужным, и потом, поясняют, что они имеют в виду. Если в этом будет необходимость, среди не аудиофилов, например.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 01.11.2023 в 16:54, kolbasNIC сказал:

Сразу становится легче, и я обычно отвечаю, что по сравнению с МЛТ любые резисторы лучше. Даже, наверное, китайские со стальными выводами.

В чем основной недостаток МЛТ ? Кроме давно вышедших сроков хранения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

В чем основной недостаток МЛТ?

Да вроде еще на старой площадке обсуждали. Повторюсь.

Если кратко, плохая не отлаженная технология производства. Не получалось обеспечить стабильные параметры резистивного слоя и надежный контакт колпачка со слоем. Примерно тоже самое, что и с советскими джинсами. Вроде очень похожи на настоящие, но народ стремился носить импортные. 

Я раза три в жизни напоролся на некачественные МЛТ. Вроде нечасто, но крови они выпили много, потому как очень трудно было догадаться, что нестабильное поведение схемы связано с дефектом МЛТ. После чего доверие к МЛТ утратилось полностью.

Косвенно о проблемах сигнализирует туева хуча всевозможных вариантов и подвидов МЛТ. 

И прошу не раздувать дискуссию о МЛТ. Лично мне эта тема неинтересна. Тем более, что я уже как минимум пару десятков лет практически не использую не только МЛТ, но и вообще выводные резисторы.

 

По просьбам моих несчастных соотечественников, измученных англиканизмами и жаргоном, я убрал неполюбившийся термин "трухольные" из документа по Расшифровке названий.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now