kolbasNIC

Пользователи
  • Content count

    89
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    28

kolbasNIC last won the day on February 25

kolbasNIC had the most liked content!

About kolbasNIC

  • Rank
    Местный

Контакты

  • Country
  1. Привет, Виктор Высокая стоимость аудиофильского барахла, это следствие глубокой маргинальности аудиорынка. Продажи единичные, поэтому и цены на эксклюзивный товар столь высоки. А каждый участник рынка мнит себя творцом эксклюзива. Другое дело, что это далеко не так, но аудио кулибиным этого не объяснишь. Амбиции просто зашкаливают. Причем без всяких оснований. Например, мой знакомец, П не имеет никакого образования ни по акустике, ни по электронике. Не читает никаких книг по "специальности" принципиально. Делает АС на шириках, причем использует исключительно головки найденные на помойках или подаренные случайными сострадательными людьми, так сказать аудио подаяние. Лет пять назад, пару раз выставлялся на Рус Хай Энде с оклеенным портянками "кричащим платяным шкафом", причем именно в виде антитезы, как не надо работать. В качестве рабочего метода использует внезапные озарения, типа: "а что будет, если засунуть динамик в унитаз?" или наоборот, динамик поставить на табуретку, а в унитаз засунуть голову. Как правило воспринимается как шут, но сам внимание к своим экзерсисам воспринимает за чистую монету. Сами АС делает в основном из картона и газетной бумаги, не брезгуя бытовыми отходами, как-то пустыми молочными пакетами или пластиковыми бутылками. Однако, мечтает о продажах этих АС за сотни тысяч рублей, типа: "а что я хуже других что ли?". Обожает ходить по муниципальным организациям с устными проектами озвучивания всего: парков, прудов, гор, долин и Антарктиды и с гордостью рассказывает об этих визитах. И это хоть и крайний пример, но совсем не редкий. Я последние годы всем доморощенным аудио конструкторам задаю один и тот же вопрос; "а с чего вы взяли, что можете что-то создать в звуке?" или "в чем заключается принципиальное отличие вашей аппаратуры от уже существующей подобной?". Пока еще ни один человек не смог внятно ответить на эти вопросы. Правда есть еще и другая категория аудио сумасшедших. Это непризнанные ученые-теоретики, примерно как у Гашека; "... сидел там один ученый-изобретатель, который все время ковырял в носу и лишь раз в день произносил: «Я только что открыл электричество»". Частота открытий "электричества" у этой категории аудио психов примерно такая же как в приведенной цитате, но в отличие от цитаты они пока не в дурке, а на свободе. Например, на MHES 2024 тоже присутствовал такой теоретик, который к этой выставке придумал классификацию аудиофилов. По его мнению они делятся на три категории (точно не помню эту чушь, боюсь соврать, но в принципе это не важно), скажем; искусственники, натуралы и фантомы. Причем к натуралам автор причисляет пока только себя. А для остальных выбор не велик, либо искусственник, либо фантом. Причем, естественно, искусственники слушают искусственный звук, а фантомы не существующий в природе. На вопрос, а что это дает, последовал возмущенный ответ: "как ты не понимаешь? теперь можно с открытыми глазами бороться за чистоту идеалов аудиофилии" и, конечно, под руководством единственного посвященного гуру-натурала. Так что все по Фрейду; в основном аудиофилия это название истории психической болезни. Обобщенно аудиофилию можно рассматривать, как массу психов, в которой шныряют мелкие и нечистоплотные дельцы, делающие свой маленький бизнес на лохах, а задача психов создавать питательную среду, помогающую продавать откровенное барахло. Так сказать, модель нашего общества в миниатюре. Но есть и реальные люди с очень серьезными достижениями, как практическими, так и теоретическими, но, как и положено, их не много. Я за всю свою жизнь в аудио познакомился примерно с десятком достойных аудиоконструкторов и ученых. И все они, увы, уже очень пожилые люди.
  2. Спасибо. А где его брать-то этот 4 номер? Покупать эту макулатуру за 600 руб? Увольте, я на волшебную кепку коплю, лишних 600 руб нет. Как станет этот номер всем доступным, тогда и почитаем. Спешить некуда.
  3. Привет всем. Недавно закончилась выставка Moscow Hi-End Show или MHES 2024. Что плохо — устроители говорят, что это последняя выставка MHES и следующей не будет. Типа не могут конкурировать с более мощной Hi-Fi & High End Show. А жаль. Место на Коровинском шоссе очень хорошее. Уютный отель, экспонентов не много, да и не нужно их много, только шум от них. А так очень приятная клубная атмосфера. В ресторане в холле много изолированных кабинок для бесед, да и кормят довольно вкусно. Короче формат многим очень нравится. Многим, да не всем, видимо. Потому как участников мало, примерно два десятка всего. Впечатления обычные. В этом году скверный звук от одних только самодельщиков, серийной аппаратуры не было. Да, было два-три не очень противных стенда, но я же туда не слушать этот отстой хожу, а общаться. И, заодно, провожу желающим измерения по методу МММ. Желающих в этом году оказалось пятеро. Измерения абсолютно бесплатные и с соблюдением медицинской тайны, т.е. результаты выдаются только хозяевам аппаратуры. Делается это в виде благотворительной помощи самодельщикам (а то они совсем страх потеряли, лепят не пойми чего). Вот и опускаем наших кулибиных на землю. Грустно, конечно, но хоть так. Некоторых, хорошо известных, мы не обмеряем, потому как ранее уже обмерили, а ничего нового у них не появилось. Да и движутся эти товарищи не в ту сторону и никакие измерения им уже не помогут. Причем они отлично знают, что звук у них г...но, но продажам и самовосхвалениям это не мешает. Тут главное громче кричать на весь интернет, что они супербренд, выдающий суперзвук. Вокруг этих товарищей вьются шакалы пера и камеры, берут у них интервью и помогают в продвижении бренда. За деньги, конечно. В конечном счете за наши деньги, потому как платит за все покупатель, т.е. мы с вами. Делают люди свой маленький бизнес, ну и пусть. Что лично мне показалось интересным. Довольно старая разработка Валентина Николаевича Костина из Валанкона — пространственные АС. Раньше я слышал только АС от Валанкона на широкополосных динамиках. Для шириков очень солидно, гораздо лучше чем убогие конструкции других любителей шириков, а таких довольно много. Короче, это не мое, но результат я слышу и уважаю. А тут удалось прослушать многоканальные пространственные АС. Я весьма впечатлился. Если бы не допотопная электроника, то можно сказать, что весьма понравилось. Причем измерения подтвердили мои впечатления. Весьма неплохо, хоть и не идеально. Оригиналы из Летучих Лимонов по прежнему на высоте. Хотя причесаться бы им не помешало. Но звук добротный, хотя и пожиже, чем год назад. Ну, и неожиданность от компании Агеон. Эта компания делала защитные фильтры от ЭМИ, типа кепки, стельки, постельное белье, защита холодильников и т.п.. На первый взгляд настоящие шарлатаны. А тут сделали они фильтры для АС и бытовой звуковой аппаратуры. Цены, естественно, конские. Самый дешевый наборчик фильтров от 150 тыс. Но на стенде присутствовал сам основатель и изобретатель технологии, нет не Холгер Штайн, а наш отечественный — Столяров Сергей Михайлович. Очень культурный и приятный во всех смыслах мужчина, в отличие от излишне гордого Холгера. И Сергей Михайлович не поленился продемонстрировать работу технологии. Я был не то, чтобы шокирован, но приятно удивлен. Эффект очень заметный и на мой взгляд совершенно не отличающийся от действия "гармонизатора" от Stein Music, а может даже и немного посильнее. Эффект заключается в увеличении глубины и ширины звуковой сцены. Очень приятный на слух, надо сказать, эффект. Стоили бы волшебные фанерки несколько тыс руб, взял бы не задумываясь. Но за 150 тыс. как-то не хочется. Кстати, Сергей Михайлович обмолвился, что под защитой его амулетов и пресловутый резонанс Шумана производит весьма правильное и неискаженное воздействие на человека. Может хотя бы кепку волшебную купить от Агеон, ценник на нее вполне демократичный. Буду в кепке музыку слушать. Жалко, что не очень модная она на вид, не восьмиклинка даже. А то бы купил.
  4. Полностью согласен. Я бы еще добавил переменные лаковые резисторы, реле и точки пайки, но активные приборы выходят из строя чаще. Электролиты, если их не греть, работают десятки лет. Лет 12 назад, некто Горячкин из Кыштыма, утверждал на страницах журнала Радио, что электролиты занимают "лидирующие позиции по числу выходов из строя". Вроде и не вредная заметка, но некомпетентность так и прет почти в каждом предложении (вот из-за таких заметок и противно читать "Радио"). Особенно раздражает местечковый рейтинг брендов, начинающийся в Кыштыме с Nichicon, где он стоит ПЕРЕД великим NCC!!! (как будто воинствующий продавец-дилетант из 42 павильона Митинского рынка Горячкину приплачивает). Да Nichicon и название себе такое выбрал лишь потому, что оно по звучанию напоминает Nippon Chemi-Con. А Panasonic, создавший фантастический Pureism, максимально приближающийся к Black Gate, у Горячкина вообще отсутствует. Существует множество мировых рейтингов брендов электролитов, где Nichicon обычно даже в первую десятку не входит. И то начал приближаться к лидерам лишь в последние десятилетия, когда ушли с массового рынка Philips, BHC, Roederstein, SIC-SAFCO и многие другие. Вспомнил про Горячкина и разошелся не на шутку. А написать хотел совсем не про горячкиных, имя им легион, а про электролиты с официальным временем жизни 5000, 10000 и 12000 часов. Потребность в таких электролитах возникла, когда процессоры на материнских платах стали потреблять более 100 Вт на корпус (где-то 20 лет назад). Температура в корпусах компьютеров резко возросла и это сразу же сказалось на сроке службы электролитов. Взрываться они стали в массовом порядке. Многие, наверное, этот период помнят. Первой решила проблему китайская компания FPCAP, каким-то образом получившая доступ к некоторым технологиям Fujitsu, и придумала на их базе новый полимерный электролит, с помощью которого создала высокотемпературные конденсаторы с низким ESR и, соответственно, большим сроком службы. Первые серии помечались буквами 5К, намекая на срок службы 5000 часов, что для электролитов очень много. А буквально через пару лет появились серии 10К и даже 12К (промышленные серии MCCG, GTCG и KBCG). Более того, проанализировав номиналы электролитов использовавшиеся в компьютерах, FPCAP свела все многообразие номиналов к четырем позициям: 100µFх16V, 270µFх16V, 560µFх6.3V, 820µFх3V, которые удалось втиснуть лишь в два габарита: 0608 (6.3х8мм) и 0611 (8х12мм). До FPCAP лучшими электролитами для материнских плат считались дорогие и опасные OSCON (с ядовитым электролитом) от Sanyo, но с Sanyo в начале XXI века случилась беда и ей пришлось продать свой конденсаторный бизнес Panasonicу. И вот тут-то и начал суетиться вечный японский конденсаторный аутсайдер Nichicon, пожелавший купить бизнес FPCAP. Но не тут-то было. FPCAP долго сопротивлялась и продалась Nichicon только когда упало тепловыделение процессоров и вкусный рынок долгоиграющих электролитов схлопнулся. Но промышленные электролиты серий MCCG, GTCG и KBCG вполне можно приобрести и сегодня. Даже в виде наборов для ремонта материнских плат. Четыре вышеуказанных номинала оказалось очень удобно применять для цифровой техники. Никакие другие и не нужны особо. Кстати, эта эпоха мощных материнских плат породила целый букет интересных инженерных решений, как в области конденсаторов, так и индуктивностей. Японская компания NEC TOKIN примерно в те же годы разработала твердотельные танталовые электролиты под названием NeoCapacitor, где слой проводящего полимера наносился на поверхность предварительно окисленного тантала. А потом, осмелев, придумала аналогичный, но уже алюминиевый конденсатор под названием Proadlizer, выполненный в виде пакета также окисленных алюминиевых пластин с нанесенным слоем твердого проводящего полимера. Внешне это выглядело уже совсем как чип и этот чип имел весьма развитые планарные выводы для снижения ESL. А главное практически плоскую характеристику импеданса вплоть до десятков гигагерц. Японцы везде трубили, что создали новое высокоэффективное развязывающее устройство и Proadlizer даже применялся в некоторых видеокартах. Но рынок под Proadlizer уменьшился, а себестоимость снизить не удалось и производство свернули. Потом эту технологию вместе с торговой маркой Proadlizer выкупил NCC, но наслаждался ей недолго, где-то пару лет. К сожалению, Proadlizer затачивался под низковольтные ядра процессоров и выпускался на напряжения не выше 4 В. Но я все-таки приобрел несколько штук и попробовал сделать развязку для DSP и ШИМ-процессоров в своих поделках. С DSP все получилось прекрасно, а вот для ШИМ-процессоров не подошло, т.к. Proadlizer оказался достаточно шумящим прибором.
  5. Любопытные выдержки из статьи про электролитические конденсаторы с контрафактным электролитом. Это не связный текст, а несколько абзацев из разных мест статьи, которые я постарался немного связать парочкой поясняющих предложений. Статья на чурбанском языке и ссылку на нее я приводить не буду. Мне понравились конкретные цифры сроков службы конденсаторов, четкое определение отказа из-за деградации, а также признаки контрафактного электролита: "Преимущества электролитических конденсаторов с электролитом, состоящим на 70% или более из воды Преимуществом электролитических конденсаторов, в которых используется электролит, состоящий на 70% или более из воды, является, в частности, низкое ESR, что обеспечивает более высокий пульсирующий ток и снижение производственных затрат, поскольку вода является наименее дорогостоящим материалом в конденсаторе. Сравнение алюминиевых электролитических конденсаторов с различными нетвердыми электролитами (100 мкФ × 10 В; 5 × 11 мм) Тип электролита Производитель/Серия Макс. ESR@100 кГц, 20°C (мОм) Макс. пульсирующий ток при 85/105°C (мА) Органический Vishay/036 RSP 1000 160 На основе этиленгликоля и борной кислоты (буры) Nippon Chemi-Con/SMQ 900 180 На водной основе Rubycon/ZL 300 250 Цена и отличные электрические параметры конденсаторов с электролитом на водной основе стимулируют к производству таких конденсаторов многих мелких производителей, которые не имеют возможности приобрести лицензию на формулу электролита и не обладают достаточными компетенциями в технологических вопросах. В конденсаторах с нелицензионным контрафактным электролитом часто отсутствуют ингибирующие добавки, необходимые для защиты алюминиевого корпуса от растворения, что является проблемой. Причины отказов Все электролитические конденсаторы с нетвердым электролитом со временем стареют из-за испарения электролита. Емкость обычно уменьшается, а ESR обычно увеличивается. Типовой срок службы нетвердого электролитического конденсатора потребительского качества, рассчитанного на 2000 часов @85°C и работающего при 40°C, составляет примерно 6 лет. Для конденсатора с ресурсом 1000 ч @105°C, работающего при 40°C, этот срок может составлять более 10 лет. Электролитические конденсаторы, работающие при более низкой температуре, могут иметь значительно более длительный срок службы. Принято считать, что «отказ из-за деградации» наступает, когда емкость падает до 70% от номинального значения, а ESR увеличивается вдвое по сравнению с номинальным значением в течение срока службы компонента. Срок службы электролитического конденсатора с контрафактным электролитом может составлять всего два года. Такой конденсатор может выйти из строя преждевременно после достижения примерно 30–50% ожидаемого срока службы. Конденсаторы с открытым отверстием в корпусе Электролитические конденсаторы с открытым вентиляционным отверстием находятся в процессе высыхания независимо от того, хороший в них или плохой электролит. Они всегда показывают низкие значения емкости и очень высокие значения омического ESR. Таким образом, высохшие электролитические конденсаторы электрически бесполезны. Электролитические конденсаторы могут выйти из строя без каких-либо видимых симптомов. Поскольку электрические характеристики электролитических конденсаторов являются причиной их использования, эти параметры необходимо проверять с помощью приборов, чтобы окончательно определить, вышли ли устройства из строя. Но даже если электрические параметры не соответствуют заявленным, отнесение неисправности к проблеме с электролитом не является бесспорным. Нетвердые алюминиевые электролитические конденсаторы без видимых симптомов с неправильно составленным (контрафактным) электролитом обычно имеют два электрических признака: • относительно высокий и нестабильный ток утечки • увеличенное значение емкости, до двух раз превышающее номинальное значение, которое колеблется после нагрева и охлаждения корпуса конденсатора. Большинство конденсаторов с контрафактным электролитом были произведены с 1999 по 2003 год и вышли из строя в период с 2002 по 2005 год."
  6. Спасибо. Попробую. Оказывается Радио еще издается. Перестал регулярно читать с начала 90-х. Но эпизодически бывает, например, цикл статей Агеева или сравнительно недавние публикации Сырицо. Но и то, вынужденно, по знакомству. И это все — за 30 лет.
  7. Прилагаю кусочек текста из Allegro MicroSystems Publication 26000A Похоже, что дело твое безнадежно.
  8. Увы, Виктор Никогда не заморачивался типами импортных бескорпусных транзисторов. Правда однажды пытался купить таковые. Оказалось это очень сложно. Продают неразрезанными пластинами. Минимум три пластины за раз, т.е. примерно на 1000$ с небольшим. И только нонейм китайцы. Известные крупные производители на такие запросы чаще всего не отвечают. В твоем случае придется растворять множество подходящих винтажных транзисторов от Sanyo и сличать фото.
  9. Серия TDA729x это мои "крестники". Я в самом начале 90-х перевел даташит на них и опубликовал в справочниках Додэка. И просто эпидемия началась. Все бросились использовать эти ИС. До сих пор пара моих знакомых ремонтников вместо собственно ремонта УНЧ, особенно в носимой аппаратуре, сразу, не заморачиваясь, ставят TDAшки и клиенты как один отмечают улучшение звучания. Известный конструктор А.П.Сырицо тоже до сих пор широко использует в своих конструкциях TDAшки. Но ты меня не правильно понял. Я никогда не делал УНЧ на гибридках для себя и даже на TDAшках не делал. Только на дискретах. Это потому, что я ни разу в жизни не слышал УНЧ на гибридках или интегральных ИС, который переплюнул бы по звучанию дискретный (разумеется не первый попавшийся). Даже ультрамодный Topping L90 сначала сделали на 3886, но уже через год перевели на дискреты. А гибридки я коллекционировал, вскрывал и зарисовывал схемотехнику, ну и звучанием интересовался иногда и включал некоторые гибридки на стэнде, т.е. на своем рабочем столе. В результате я собрал наверное самую полную в мире коллекцию даташитов на гибридки и много лет отвечал и отвечаю на вопросы по ним на разных форумах. Так что, если есть вопросы, обращайся. Я конечно уже подзапустил эту тему (сами гибридки раздал практически все), но иногда все еще пополняю коллекцию даташитов и базу данных по гибридкам.
  10. Привет, Виктор Ужас-ужас как на первом фото (SI-1050 S2) это сравнительно редкие "промышленные" гибридки Sanken. Прямоугольненькие такие кирпичики цвета слоновой кости. У них внутри обычно много электролитов. Но вот уже гибридки общего назначения, как на втором фото (SI-1125HD) более прилично внутри выглядят. Их, кстати, хвалили и хвалят до сих пор (См. выше). Когда они появились в середине 70-х, как раз стали появляться SMD компоненты, в частности полупроводники и если в ранних УНЧ от Sanken большинство транзисторов и диодов были выводные и только часть бескорпусные, то в более поздних выводных полупроводников уже не видно, только SMD. Я, кстати, лет 30 назад очень увлекался гибридными УНЧ и сравнивал гибридки Sanken, Sanyo, Panasonic, Trio Kenwood и Toshiba. Где-то сам включал, где-то ездил к другим людям и просто слушал. На мой взгляд так называемые Darlington Power Pack вещь вообще бессмысленная, их копии на дискретах иногда звучат даже немного лучше, а все сделанное по схеме Лина звучит примерно одинаково, по звуку выделялись лишь гибридки new class A (с синхронным смещением) и немногочисленные гибридки с MOSFETами на выходе. Громадное множество заказных гибридных УНЧ от Sanyo в классе Н, звучат очень средне, но переводя их в класс АВ, звучание получалось сильно улучшить. Особо надо отметить второе поколение гибридных УНЧ от Matsushita в серых рельефных корпусах, которые выделялись каким-то особым сдавленным неприятным звуком и даже перевод в класс АВ ничуть не помогал. Примерно тогда выяснилось, что Matsushita применила в этих гибридках инновационную технологию металлического покрытия окисной пленки на поверхности алюминиевых плат. А это покрытие обладало слишком высоким удельным сопротивлением. Один американец, чтобы это доказать, даже сделал копию RSN3404, заменив в ней саму плату на другую со стандартной металлизацией и, по его словам и словам его многочисленных поклонников звук вылечился. Но как раз в том же году Panasonic снял эти неудачные гибридки с производства. Я прочитал про это в журнале, где было даже несколько статей на тему гибридок RSN. Но вот внутри гибридки Panasonic выглядят очень красиво, как бы не лучше всех.
  11. Расшифровал типы транзисторов использованные в гибридке Sanken SI-1050 S2 (первое фото). Это комплементарная пара от Sony типа 2SA706 + 2SC1124. Она используется для раскачки бескорпусных выходных транзисторов. Корпус ТО-202 с подрезанным ухом. Транзистор 2SC1124 на фото расположен "лицом" вниз. Прямо под ним видно кристалл мощного выходного транзистора под круглой блямбой прозрачного компаунда. В центре торчит весь обляпанный компаундом корпус ТО-92. Это супербэта транзистор NEC 2SC900.
  12. Уточнил дату. Sanken анонсировал эти гибридки в 1974 году. Фото вскрытой SI-1050G не нашел (а где-то было), но нашел подобные. На одном фото видно, что на выходе использован корпусной транзистор фирмы Sony, т.е. я был не прав, Sanken смело использовал чужие компоненты.
  13. Серия SI-10x0G это второе поколение гибридок от Sanken, где-то середина 70-х годов. Тогда не было еще LAPT транзисторов, они появились много много позже, даже Дарлингтонов практически не было, так единичные экземпляры. Так что с большой долей вероятности внутри обычные биполярные транзисторы производства Sanken. Чисто теоретически, покопавшись в справочниках тех времен, можно даже примерно прикинуть какого конкретно типа транзисторы, и это реально, потому как ассортимент был невелик. Только зачем?
  14. Забыл сразу немного добавить о эмиттерных резисторах. Не так давно китайцы освоили довольно дешевые мощные безиндуктивные тонкопленочные резисторы в корпусах ТО-220 и ТО-3Р. Например резистор в корпусе ТО-220 номиналом 0.3 Ома может рассеивать до 35 Вт (конечно с радиатором). Такие резисторы удобно ставить на тот же радиатор, что и выходные транзисторы, так что резон встраивать эмиттерный резистор в корпус транзистора пропал.
  15. Насчет выходной пары Дарлингтонов для µPС2581V. В STR-DB840 применена неплохая пара от Sanken: 2SB1647 + 2SD2560 (15A 150V), которая работает при напряжении ±61,1 В, но это обычные Дарлингтоны. Напомню, что Sanken делает лучшие в мире биполяры для УНЧ — это так называемые LAPT (Large Area Parallel Transistor — Большой массив параллельных транзисторов), которые используют несколько тысяч встроенных термически связанных транзисторов в параллель. Результатом являются составные транзисторы, которые сохраняют свои отличные характеристики линейного усиления даже при максимальном выходном токе, и обеспечивают расширенную частотную характеристику, как правило, до 40 МГц. Основное преимущество, однако, заключается в их исключительной устойчивости к вторичному пробою. Никакой другой аудио транзистор не может сравниться с Sanken в работе при напряжении более чем 100 В! Вот подходящие пары LAPT: 2SA1386 + 2SC3519; P = 130 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A, 40/50 MHz 2SA1215 + 2SC2921; P = 150 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A, 50/60 MHz Но, эти пары не Дарлингтоны. Есть у Sanken и LAPT Дарлингтоны, например подойдет пара SAP15P + SAP15N. Но у всех транзисторов серии SAP имеется встроенный эмиттерный резистор и, как показала практика, он сгорает раньше самого транзистора, что весьма обидно, т.к. приходится менять целиком всю структуру. Sanken учел этот момент и после серии SAP выпустил LAPT Дарлингтоны серии STD без эмиттерного резистора (но со встроенной цепью температурной компенсации тока смещения, т.е. диодными цепочками). Так что если хочется снизить искажения до минимума, то самый крутой выбор это STD03P + STD03N (P = 130 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A). Хочу заметить, что у транзисторов серии STD нестандартные корпуса с 4 выводами (и обрубком пятого), что очень хорошо, т.к. такие корпуса гораздо сложнее и дороже подделывать.