kolbasNIC

Пользователи
  • Content count

    91
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    30

Posts posted by kolbasNIC


  1. Привет всем.

    18 числа закончилась выставка Экспоэлектроника 2024. На MHES 2024 совсем не похожа. Судите сами: 760 участников, более 20000 посетителей, 30000 кв. метров выставочной площади. Честно скажу, я такой грандиозной электронной выставки в России не наблюдал уже более четверти века. Я присутствовал два дня. Обошел большую часть, но далеко не все. Устал неимоверно. Российское электронное производство на бешеном подъеме. Подъем промышленности обусловлен в основном военным заказом, но и гражданский сектор весьма представителен. Стенды отечественных предприятий радуют широкой номенклатурой и очень симпатично выглядящими продуктами. У всех очень качественные и подробные каталоги (даже у китайцев, чего ранее не наблюдалось). Каталоги на мелованной бумаге и поэтому тяжелые. У меня три позвоночные грыжи, поэтому много не набирал, по сумочке в день. Из собранных материалов больше всего понравились два шикарно изданных Симметроном переводных сборника статей фирмы Wurth Elektronik. Причем второй том есть в интернете, а вот первый тоже вроде есть, но без обложки, с потерей некоторых шрифтов и под другим названием, короче так сразу не найти, а если и найдешь, то из-за артефактов пользоваться неудобно. В Симметроне мне объяснили, что первый том получился комом, не отладили еще технологию, а со вторым все в порядке. Я поправил слегка первый том прямо в pdf и обложку приделал, чтобы уж все аккуратно было. Специально для нашего форума.

    Сборник технических статей Wurth Elektronik Выпуск 1 2016-2019

    Сборник технических статей Wurth Elektronik Выпуск 2 2019-2021

    Кстати, формат издания предполагает продолжение.


  2. Цитата

    А почему это все так дорого стоит?

    Количество лохов поубавилось и с каждым днем все труднее их нахлобучивать?

    Али есть другая причина?

    Привет, Виктор

    Высокая стоимость аудиофильского барахла, это следствие глубокой маргинальности аудиорынка. Продажи единичные, поэтому и цены на эксклюзивный товар столь высоки. А каждый участник рынка мнит себя творцом эксклюзива. Другое дело, что это далеко не так, но аудио кулибиным этого не объяснишь. Амбиции просто зашкаливают. Причем без всяких оснований. Например, мой знакомец, П не имеет никакого образования ни по акустике, ни по электронике. Не читает никаких книг по "специальности" принципиально. Делает АС на шириках, причем использует исключительно головки найденные на помойках или подаренные случайными сострадательными людьми, так сказать аудио подаяние. Лет пять назад, пару раз выставлялся на Рус Хай Энде с оклеенным портянками "кричащим платяным шкафом", причем именно в виде антитезы, как не надо работать. В качестве рабочего метода использует внезапные озарения, типа: "а что будет, если засунуть динамик в унитаз?" или наоборот, динамик поставить на табуретку, а в унитаз засунуть голову. Как правило воспринимается как шут, но сам внимание к своим экзерсисам воспринимает за чистую монету. Сами АС делает в основном из картона и газетной бумаги, не брезгуя бытовыми отходами, как-то пустыми молочными пакетами или пластиковыми бутылками. Однако, мечтает о продажах этих АС за сотни тысяч рублей, типа: "а что я хуже других что ли?". Обожает ходить по муниципальным организациям с устными проектами озвучивания всего: парков, прудов, гор, долин и Антарктиды и с гордостью рассказывает об этих визитах. И это хоть и крайний пример, но совсем не редкий. Я последние годы всем доморощенным аудио конструкторам задаю один и тот же вопрос; "а с чего вы взяли, что можете что-то создать в звуке?" или "в чем заключается принципиальное отличие вашей аппаратуры от уже существующей подобной?". Пока еще ни один человек не смог внятно ответить на эти вопросы. Правда есть еще и другая категория аудио сумасшедших. Это непризнанные ученые-теоретики, примерно как у Гашека; "... сидел там один ученый-изобретатель, который все время ковырял в носу и лишь раз в день произносил: «Я только что открыл электричество»". Частота открытий "электричества" у этой категории аудио психов примерно такая же как в приведенной цитате, но в отличие от цитаты они пока не в дурке, а на свободе. Например, на MHES 2024 тоже присутствовал такой теоретик, который к этой выставке придумал классификацию аудиофилов. По его мнению они делятся на три категории (точно не помню эту чушь, боюсь соврать, но в принципе это не важно), скажем; искусственники, натуралы и фантомы. Причем к натуралам автор причисляет пока только себя. А для остальных выбор не велик, либо искусственник, либо фантом. Причем, естественно, искусственники слушают искусственный звук, а фантомы не существующий в природе. На вопрос, а что это дает, последовал возмущенный ответ: "как ты не понимаешь? теперь можно с открытыми глазами бороться за чистоту идеалов аудиофилии" и, конечно, под руководством единственного посвященного гуру-натурала. Так что все по Фрейду; в основном аудиофилия это название истории психической болезни.
    Обобщенно аудиофилию можно рассматривать, как массу психов, в которой шныряют мелкие и нечистоплотные дельцы, делающие свой маленький бизнес на лохах, а задача психов создавать питательную среду, помогающую продавать откровенное барахло. Так сказать, модель нашего общества в миниатюре.

    Но есть и реальные люди с очень серьезными достижениями, как практическими, так и теоретическими, но, как и положено, их не много. Я за всю свою жизнь в аудио познакомился примерно с десятком достойных аудиоконструкторов и ученых. И все они, увы, уже очень пожилые люди. 


  3. 2 часа назад, checha сказал:

     

    Продолжение есть про анатомию звука в 4 номере.

    Спасибо. А где его брать-то этот 4 номер? Покупать эту макулатуру за 600 руб? Увольте, я на волшебную кепку коплю, лишних 600 руб нет. Как станет этот номер всем доступным, тогда и почитаем. Спешить некуда.


  4. Привет всем. Недавно закончилась выставка Moscow Hi-End Show или MHES 2024. Что плохо — устроители говорят, что это последняя выставка MHES и следующей не будет. Типа не могут конкурировать с более мощной Hi-Fi & High End Show. А жаль. Место на Коровинском шоссе очень хорошее. Уютный отель, экспонентов не много, да и не нужно их много, только шум от них. А так очень приятная клубная атмосфера. В ресторане в холле много изолированных кабинок для бесед, да и кормят довольно вкусно. Короче формат многим очень нравится. Многим, да не всем, видимо. Потому как участников мало, примерно два десятка всего. 

    Впечатления обычные. В этом году скверный звук от одних только самодельщиков, серийной аппаратуры не было. Да, было два-три не очень противных стенда, но я же туда не слушать этот отстой хожу, а общаться. И, заодно, провожу желающим измерения по методу МММ. Желающих в этом году оказалось пятеро. Измерения абсолютно бесплатные и с соблюдением медицинской тайны, т.е. результаты выдаются только хозяевам аппаратуры. Делается это в виде благотворительной помощи самодельщикам (а то они совсем страх потеряли, лепят не пойми чего). Вот и опускаем наших кулибиных на землю. Грустно, конечно, но хоть так. Некоторых, хорошо известных, мы не обмеряем, потому как ранее уже обмерили, а ничего нового у них не появилось. Да и движутся эти товарищи не в ту сторону и никакие измерения им уже не помогут. Причем они отлично знают, что звук у них г...но, но продажам и самовосхвалениям это не мешает. Тут главное громче кричать на весь интернет, что они супербренд, выдающий суперзвук. Вокруг этих товарищей вьются шакалы пера и камеры, берут у них интервью и помогают в продвижении бренда. За деньги, конечно. В конечном счете за наши деньги, потому как платит за все покупатель, т.е. мы с вами. Делают люди свой маленький бизнес, ну и пусть.

    Что лично мне показалось интересным. Довольно старая разработка Валентина Николаевича Костина из Валанкона — пространственные АС. Раньше я слышал только АС от Валанкона на широкополосных динамиках. Для шириков очень солидно, гораздо лучше чем убогие конструкции других любителей шириков, а таких довольно много. Короче, это не мое, но результат я слышу и уважаю. А тут удалось прослушать многоканальные пространственные АС. Я весьма впечатлился. Если бы не допотопная электроника, то можно сказать, что весьма понравилось. Причем измерения подтвердили мои впечатления. Весьма неплохо, хоть и не идеально. 

    Оригиналы из Летучих Лимонов по прежнему на высоте. Хотя причесаться бы им не помешало. Но звук добротный, хотя и пожиже, чем год назад. 

    Ну, и неожиданность от компании Агеон. Эта компания делала защитные фильтры от ЭМИ, типа кепки, стельки, постельное белье, защита холодильников и т.п.. На первый взгляд настоящие шарлатаны. А тут сделали они фильтры для АС и бытовой звуковой аппаратуры. Цены, естественно, конские. Самый дешевый наборчик фильтров от 150 тыс. Но на стенде присутствовал сам основатель и изобретатель технологии, нет не Холгер Штайн, а наш отечественный — Столяров Сергей Михайлович. Очень культурный и приятный во всех смыслах мужчина, в отличие от излишне гордого Холгера. И Сергей Михайлович не поленился продемонстрировать работу технологии. Я был не то, чтобы шокирован, но приятно удивлен. Эффект очень заметный и на мой взгляд совершенно не отличающийся от действия "гармонизатора" от Stein Music, а может даже и немного посильнее. Эффект заключается в увеличении глубины и ширины звуковой сцены. Очень приятный на слух, надо сказать, эффект. Стоили бы волшебные фанерки несколько тыс руб, взял бы не задумываясь. Но за 150 тыс. как-то не хочется. Кстати, Сергей Михайлович обмолвился, что под защитой его амулетов и пресловутый резонанс Шумана производит весьма правильное и неискаженное воздействие на человека. Может хотя бы кепку волшебную купить от Агеон, ценник на нее вполне демократичный. Буду в кепке музыку слушать. Жалко, что не очень модная она на вид, не восьмиклинка даже. А то бы купил.:-D

     

    checha likes this

  5. В 18.03.2024 в 17:00, Виктор сказал:

    Транзисторы и микросхемы.

    А до них - лампы.

    Полностью согласен. Я бы еще добавил переменные лаковые резисторы, реле и точки пайки, но активные приборы выходят из строя чаще. Электролиты, если их не греть, работают десятки лет. Лет 12 назад, некто Горячкин из Кыштыма, утверждал на страницах журнала Радио, что электролиты занимают "лидирующие позиции по числу выходов из строя". Вроде и не вредная заметка, но некомпетентность так и прет почти в каждом предложении (вот из-за таких заметок и противно читать "Радио"). Особенно раздражает местечковый рейтинг брендов, начинающийся в Кыштыме с Nichicon, где он стоит ПЕРЕД великим NCC!!! (как будто воинствующий продавец-дилетант из 42 павильона Митинского рынка Горячкину приплачивает). Да Nichicon и название себе такое выбрал лишь потому, что оно по звучанию напоминает Nippon Chemi-Con. А Panasonic, создавший фантастический Pureism, максимально приближающийся к Black Gate, у Горячкина вообще отсутствует. Существует множество мировых рейтингов брендов электролитов, где Nichicon обычно даже в первую десятку не входит. И то начал приближаться к лидерам лишь в последние десятилетия, когда ушли с массового рынка Philips, BHC, Roederstein, SIC-SAFCO и многие другие.

    Вспомнил про Горячкина и разошелся не на шутку. А написать хотел совсем не про горячкиных, имя им легион, а про электролиты с официальным временем жизни 5000, 10000 и 12000 часов. Потребность в таких электролитах возникла, когда процессоры на материнских платах стали потреблять более 100 Вт на корпус (где-то 20 лет назад). Температура в корпусах компьютеров резко возросла и это сразу же сказалось на сроке службы электролитов. Взрываться они стали в массовом порядке. Многие, наверное, этот период помнят. Первой решила проблему китайская компания FPCAP, каким-то образом получившая доступ к некоторым технологиям Fujitsu, и придумала на их базе новый полимерный электролит, с помощью которого создала высокотемпературные конденсаторы с низким ESR и, соответственно, большим сроком службы. Первые серии помечались буквами 5К, намекая на срок службы 5000 часов, что для электролитов очень много. А буквально через пару лет появились серии 10К и даже 12К (промышленные серии MCCG, GTCG и KBCG). Более того, проанализировав номиналы электролитов использовавшиеся в компьютерах, FPCAP свела все многообразие номиналов к четырем позициям: 100µFх16V, 270µFх16V, 560µFх6.3V, 820µFх3V, которые удалось втиснуть лишь в два габарита: 0608 (6.3х8мм) и 0611 (8х12мм). До FPCAP лучшими электролитами для материнских плат считались дорогие и опасные OSCON (с ядовитым электролитом) от Sanyo, но с Sanyo в начале XXI века случилась беда и ей пришлось продать свой конденсаторный бизнес Panasonicу. И вот тут-то и начал суетиться вечный японский конденсаторный аутсайдер Nichicon, пожелавший купить бизнес FPCAP. Но не тут-то было. FPCAP долго сопротивлялась и продалась Nichicon только когда упало тепловыделение процессоров и вкусный рынок долгоиграющих электролитов схлопнулся. Но промышленные электролиты серий MCCG, GTCG и KBCG вполне можно приобрести и сегодня. Даже в виде наборов для ремонта материнских плат. Четыре вышеуказанных номинала оказалось очень удобно применять для цифровой техники. Никакие другие и не нужны особо.

     

    Кстати, эта эпоха мощных материнских плат породила целый букет интересных инженерных решений, как в области конденсаторов, так и индуктивностей.

    Японская компания NEC TOKIN примерно в те же годы разработала твердотельные танталовые электролиты под названием NeoCapacitor, где слой проводящего полимера наносился на поверхность предварительно окисленного тантала. А потом, осмелев, придумала аналогичный, но уже алюминиевый конденсатор под названием Proadlizer, выполненный в виде пакета также окисленных алюминиевых пластин с нанесенным слоем твердого проводящего полимера. Внешне это выглядело уже совсем как чип и этот чип имел весьма развитые планарные выводы для снижения ESL. А главное практически плоскую характеристику импеданса вплоть до десятков гигагерц. Японцы везде трубили, что создали новое высокоэффективное развязывающее устройство и Proadlizer даже применялся в некоторых видеокартах. Но рынок под Proadlizer уменьшился, а себестоимость снизить не удалось и производство свернули. Потом эту технологию вместе с торговой маркой Proadlizer выкупил NCC, но наслаждался ей недолго, где-то пару лет. К сожалению, Proadlizer затачивался под низковольтные ядра процессоров и выпускался на напряжения не выше 4 В. Но я все-таки приобрел несколько штук и попробовал сделать развязку для DSP и ШИМ-процессоров в своих поделках. С DSP все получилось прекрасно, а вот для ШИМ-процессоров не подошло, т.к. Proadlizer оказался достаточно шумящим прибором.

     

    123.png

    FP-025RE221M- (10K)(RNU Series).png

    LEON and Михаил like this

  6. Любопытные выдержки из статьи про электролитические конденсаторы с контрафактным электролитом. Это не связный текст, а несколько абзацев из разных мест статьи, которые я постарался немного связать парочкой поясняющих предложений. Статья на чурбанском языке и ссылку на нее я приводить не буду. Мне понравились конкретные цифры сроков службы конденсаторов, четкое определение отказа из-за деградации, а также признаки контрафактного электролита:

    "Преимущества электролитических конденсаторов с электролитом, состоящим на 70% или более из воды

    Преимуществом электролитических конденсаторов, в которых используется электролит, состоящий на 70% или более из воды, является, в частности, низкое ESR, что обеспечивает более высокий пульсирующий ток и снижение производственных затрат, поскольку вода является наименее дорогостоящим материалом в конденсаторе.

    Сравнение алюминиевых электролитических конденсаторов с различными нетвердыми электролитами (100 мкФ × 10 В; 5 × 11 мм)

    Тип электролита

    Производитель/Серия

    Макс. ESR@100 кГц, 20°C (мОм)

    Макс. пульсирующий ток при 85/105°C (мА)

    Органический

    Vishay/036 RSP

    1000

    160

    На основе этиленгликоля и борной кислоты (буры)

    Nippon Chemi-Con/SMQ

    900

    180

    На водной основе

    Rubycon/ZL

    300

    250

    Цена и отличные электрические параметры конденсаторов с электролитом на водной основе стимулируют к производству таких конденсаторов многих мелких производителей, которые не имеют возможности приобрести лицензию на формулу электролита и не обладают достаточными компетенциями в технологических вопросах. В конденсаторах с нелицензионным контрафактным электролитом часто отсутствуют ингибирующие добавки, необходимые для защиты алюминиевого корпуса от растворения, что является проблемой.

    Причины отказов

    Все электролитические конденсаторы с нетвердым электролитом со временем стареют из-за испарения электролита. Емкость обычно уменьшается, а ESR обычно увеличивается. Типовой срок службы нетвердого электролитического конденсатора потребительского качества, рассчитанного на 2000 часов @85°C и работающего при 40°C, составляет примерно 6 лет. Для конденсатора с ресурсом 1000 ч @105°C, работающего при 40°C, этот срок может составлять более 10 лет. Электролитические конденсаторы, работающие при более низкой температуре, могут иметь значительно более длительный срок службы.

    Принято считать, что «отказ из-за деградации» наступает, когда емкость падает до 70% от номинального значения, а ESR увеличивается вдвое по сравнению с номинальным значением в течение срока службы компонента. Срок службы электролитического конденсатора с контрафактным электролитом может составлять всего два года. Такой конденсатор может выйти из строя преждевременно после достижения примерно 30–50% ожидаемого срока службы.

    Конденсаторы с открытым отверстием в корпусе

    Электролитические конденсаторы с открытым вентиляционным отверстием находятся в процессе высыхания независимо от того, хороший в них или плохой электролит. Они всегда показывают низкие значения емкости и очень высокие значения омического ESR. Таким образом, высохшие электролитические конденсаторы электрически бесполезны.

    Электролитические конденсаторы могут выйти из строя без каких-либо видимых симптомов. Поскольку электрические характеристики электролитических конденсаторов являются причиной их использования, эти параметры необходимо проверять с помощью приборов, чтобы окончательно определить, вышли ли устройства из строя. Но даже если электрические параметры не соответствуют заявленным, отнесение неисправности к проблеме с электролитом не является бесспорным.

    Нетвердые алюминиевые электролитические конденсаторы без видимых симптомов с неправильно составленным (контрафактным) электролитом обычно имеют два электрических признака:

               относительно высокий и нестабильный ток утечки

               увеличенное значение емкости, до двух раз превышающее номинальное значение, которое колеблется после нагрева и охлаждения корпуса конденсатора.

    Большинство конденсаторов с контрафактным электролитом были произведены с 1999 по 2003 год и вышли из строя в период с 2002 по 2005 год."

     

     


  7. Цитата

    Если кому интересно, в 3-м номере Радио за это год

    Спасибо. Попробую. Оказывается Радио еще издается.:-D

    Перестал регулярно читать с начала 90-х. Но эпизодически бывает, например, цикл статей Агеева или сравнительно недавние публикации Сырицо. Но и то, вынужденно, по знакомству. И это все — за 30 лет.

     


  8. Увы, Виктор

    Никогда не заморачивался типами импортных бескорпусных транзисторов. Правда однажды пытался купить таковые. Оказалось это очень сложно. Продают неразрезанными пластинами. Минимум три пластины за раз, т.е. примерно на 1000$ с небольшим. И только нонейм китайцы. Известные крупные производители на такие запросы чаще всего не отвечают.

    В твоем случае придется растворять множество подходящих винтажных транзисторов от Sanyo и сличать фото. 

    Sanyo Audio Bipolar Power Transistors For Output Stage.png


  9. Серия TDA729x это мои "крестники". Я в самом начале 90-х перевел даташит на них и опубликовал в справочниках Додэка. И просто эпидемия началась. Все бросились использовать эти ИС. До сих пор пара моих знакомых ремонтников вместо собственно ремонта УНЧ, особенно в носимой аппаратуре, сразу, не заморачиваясь, ставят TDAшки и клиенты как один отмечают улучшение звучания. Известный конструктор А.П.Сырицо тоже до сих пор широко использует в своих конструкциях TDAшки. Но ты меня не правильно понял. Я никогда не делал УНЧ на гибридках для себя и даже на TDAшках не делал. Только на дискретах. Это потому, что я ни разу в жизни не слышал УНЧ на гибридках или интегральных ИС, который переплюнул бы по звучанию дискретный (разумеется не первый попавшийся). Даже ультрамодный Topping L90 сначала сделали на 3886, но уже через год перевели на дискреты.  А гибридки я коллекционировал, вскрывал и зарисовывал схемотехнику, ну и звучанием интересовался иногда и включал некоторые гибридки на стэнде, т.е. на своем рабочем столе. В результате я собрал наверное самую полную в мире коллекцию даташитов на гибридки и много лет отвечал и отвечаю на вопросы по ним на разных форумах. Так что, если есть вопросы, обращайся. Я конечно уже подзапустил эту тему (сами гибридки раздал практически все), но иногда все еще пополняю коллекцию даташитов и базу данных по гибридкам. 

    Vadim-Snow-72 likes this

  10. Цитата

    И еще - судя по фотографиям их внутренностей, которые были выше представлены, был там ужас-ужас.)))

    Привет, Виктор

    Ужас-ужас как на первом фото (SI-1050 S2) это сравнительно редкие "промышленные" гибридки Sanken. Прямоугольненькие такие кирпичики цвета слоновой кости. У них внутри обычно много электролитов. Но вот уже гибридки общего назначения, как на втором фото (SI-1125HD) более прилично внутри выглядят. Их, кстати, хвалили и хвалят до сих пор (См. выше). Когда они появились в середине 70-х, как раз стали появляться SMD компоненты, в частности полупроводники и если в ранних УНЧ от Sanken большинство транзисторов и диодов были выводные и только часть бескорпусные, то в более поздних выводных полупроводников уже не видно, только SMD. Я, кстати, лет 30 назад очень увлекался гибридными УНЧ и сравнивал гибридки Sanken, Sanyo, Panasonic, Trio Kenwood и Toshiba. Где-то сам включал, где-то ездил к другим людям и просто слушал. На мой взгляд так называемые Darlington Power Pack вещь вообще бессмысленная, их копии на дискретах иногда звучат даже немного лучше, а все сделанное по схеме Лина звучит примерно одинаково, по звуку выделялись лишь гибридки new class A (с синхронным смещением) и немногочисленные гибридки с MOSFETами на выходе. Громадное множество заказных гибридных УНЧ от Sanyo в классе Н, звучат очень средне, но переводя их в класс АВ, звучание получалось сильно улучшить. Особо надо отметить второе поколение гибридных УНЧ от Matsushita в серых рельефных корпусах, которые выделялись каким-то особым сдавленным неприятным звуком и даже перевод в класс АВ ничуть не помогал. Примерно тогда выяснилось, что Matsushita применила в этих гибридках инновационную технологию металлического покрытия окисной пленки на поверхности алюминиевых плат. А это покрытие обладало слишком высоким удельным сопротивлением. Один американец, чтобы это доказать, даже сделал копию RSN3404, заменив в ней саму плату на другую со стандартной металлизацией и, по его словам и словам его многочисленных поклонников звук вылечился. Но как раз в том же году Panasonic снял эти неудачные гибридки с производства. Я прочитал про это в журнале, где было даже несколько статей на тему гибридок RSN. Но вот внутри гибридки Panasonic выглядят очень красиво, как бы не лучше всех.

    Vadim-Snow-72 likes this

  11. Расшифровал типы транзисторов использованные в гибридке Sanken SI-1050 S2 (первое фото). Это комплементарная пара от Sony типа 2SA706 + 2SC1124. Она используется для раскачки бескорпусных выходных транзисторов. Корпус ТО-202 с подрезанным ухом. Транзистор 2SC1124 на фото расположен "лицом" вниз. Прямо под ним видно кристалл мощного выходного транзистора под круглой блямбой прозрачного компаунда. В центре торчит весь обляпанный компаундом корпус ТО-92. Это супербэта транзистор NEC 2SC900.

    2SA706+2SC1124.jpg


  12. Уточнил дату. Sanken анонсировал эти гибридки в 1974 году. Фото вскрытой SI-1050G не нашел (а где-то было), но нашел подобные. На одном фото видно, что на выходе использован корпусной транзистор фирмы Sony, т.е. я был не прав, Sanken смело использовал чужие компоненты.

    Sanken SI-1050 S2_внутри.jpg

     

     

    Sanken SI-1125HD_внутри.JPG

    Vadim-Snow-72 and lalka like this

  13. Серия SI-10x0G это второе поколение гибридок от Sanken, где-то середина 70-х годов. Тогда не было еще LAPT транзисторов, они появились много много позже, даже Дарлингтонов практически не было, так единичные экземпляры. Так что с большой долей вероятности внутри обычные биполярные транзисторы производства Sanken. Чисто теоретически, покопавшись в справочниках тех времен, можно даже примерно прикинуть какого конкретно типа транзисторы, и это реально, потому как ассортимент был невелик. Только зачем?


  14. Забыл сразу немного добавить о эмиттерных резисторах. Не так давно китайцы освоили довольно дешевые мощные безиндуктивные тонкопленочные резисторы в корпусах ТО-220 и ТО-3Р. Например резистор в корпусе ТО-220 номиналом 0.3 Ома может рассеивать до 35 Вт (конечно с радиатором). Такие резисторы удобно ставить на тот же радиатор, что и выходные транзисторы, так что резон встраивать эмиттерный резистор в корпус транзистора пропал.

    _TR35_00.png

    _TR35_01.png

    RTP back.jpg

    Цитата

    Всё время мечтал узнать что внутри

     

     

    SI-1030_1.jpg

    SI-10x0G Series_Страница_1.png

    SI-10x0G Series_Страница_2.png

    SI-10x0G Series_Страница_3.png

    Vadim-Snow-72 and lalka like this

  15. Насчет выходной пары Дарлингтонов для µPС2581V. В STR-DB840 применена неплохая пара от Sanken: 2SB1647 + 2SD2560 (15A 150V), которая работает при напряжении ±61,1 В, но это обычные Дарлингтоны. Напомню, что Sanken делает лучшие в мире биполяры для УНЧ — это так называемые LAPT (Large Area Parallel Transistor — Большой массив параллельных транзисторов), которые используют несколько тысяч встроенных термически связанных транзисторов в параллель. Результатом являются составные транзисторы, которые сохраняют свои отличные характеристики линейного усиления даже при максимальном выходном токе, и обеспечивают расширенную частотную характеристику, как правило, до 40 МГц. Основное преимущество, однако, заключается в их исключительной устойчивости к вторичному пробою. Никакой другой аудио транзистор не может сравниться с Sanken в работе при напряжении более чем 100 В! Вот подходящие пары LAPT:

    2SA1386 + 2SC3519; P = 130 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A, 40/50 MHz

    2SA1215 + 2SC2921; P = 150 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A, 50/60 MHz

    Но, эти пары не Дарлингтоны. Есть у Sanken и LAPT Дарлингтоны, например подойдет пара SAP15P + SAP15N. Но у всех транзисторов серии SAP имеется встроенный эмиттерный резистор и, как показала практика, он сгорает раньше самого транзистора, что весьма обидно, т.к. приходится менять целиком всю структуру. Sanken учел этот момент и после серии SAP выпустил LAPT Дарлингтоны серии STD без эмиттерного резистора (но со встроенной цепью температурной компенсации тока смещения, т.е. диодными цепочками). Так что если хочется снизить искажения до минимума, то самый крутой выбор это STD03P + STD03N (P = 130 W, VCEO = 160 V, IC = 15 A). Хочу заметить, что у транзисторов серии STD нестандартные корпуса с 4 выводами (и обрубком пятого), что очень хорошо, т.к. такие корпуса гораздо сложнее и дороже подделывать.

    checha and Vadim-Snow-72 like this

  16. Аналоговое прошлое не отпускает. 25 лет назад (четверть века, однако) я первый раз собрал домашний кинотеатр для себя (до этого собирал только для других). В качестве ресивера приобрел довольно модный в те годы Sony STR-DB840. Кинотеатр мне нравился, но наслаждался я им недолго. Вскоре развелся с женой и ушел из дому «в одних трусах», т.е. кинотеатр остался у жены. И вот вчера приехал зять (напрямую первая жена со мной не общается) и привез STR-DB840 для ремонта. Типа, работает только 5 минут, а потом выключается. Я чинить пока не собираюсь, вещь должна вылежаться, а то уважать не будут, но в мануал заглянул. Ничего там особо интересного не увидел, кроме усилителей мощности. Усилители 100 Вт на канал (THD = 0.09%) выполнены по «полуинтегральной» схеме, т.е. двухканальный интегральный драйвер µPС2581V и пара Дарлингтонов на выходе. Чип драйвера, как водится, «секретный», т.е. выпускавшийся фирмой NEC на заказ и, поэтому принципиально не имеющий даташита. Правда есть даташиты на немного похожие чипы: µPC1225H 30 to 50 W power amplifier driver; µPC1270H 30 to 50 W power amplifier driver; µPC1298V 50 to 80 W Power Amplifier Driver; µPC1342V 50 to 110 W power amplifier driver. Все эти чипы сделаны по одной схеме и отличаются только некоторыми параметрами и корпусом. «Секретный» двухканальный драйвер µPС2581V по сути представляет собой два µPC1342V в одном корпусе. Причем в STR-DB840 два фронтальных канала сделаны на двух отдельных µPС2581V у которых задействована только одна половина чипа. Видимо µPC2581V все-таки чем-то получше µPC1342V, раз применили стерео чип в моно включении. Как-то эта тема — интегральные аналоговые драйвера для УНЧ, была не очень раскручена. Обычно в качестве «драйвера» в УНЧ использовался ОУ. По сути драйвер типа µPС2581V представляет собой пару тех же ОУ с мощным высоковольтным выходом (75 В) и интегрированную схему защиты. Я в попытках накопать информации на µPС2581V наткнулся на довольно большое количество самодельных стерео УНЧ на этом чипе. Оказывается, чип весьма популярен у самодельщиков. Вовсю продаются готовые платы под такой УНЧ, даже примерно трех видов. Причем самодельных УНЧ на других интегральных драйверах что-то особо не видно (нашелся лишь один). Это неспроста. Наверное, УНЧ на µPС2581V все же немного выделяется качеством звучания, да и Sony тоже не просто так применяла этот чип в своих конструкциях. В принципе в мануале STR-DB840 есть все необходимое, чтобы сделать схему стерео УНЧ на µPС2581V «по мотивам». Но там нет пары важнейших параметров необходимых для зрячего конструирования УНЧ: на какую мощность и на какие рабочие напряжения рассчитан чип. Ответ на этот вопрос я нашел в старых гайдах NEC: µPС2581V 100 to 130 W dual power amplifier driver. Recommended operating voltage range ±20 to ±75(V). На мой взгляд теперь ничего не должно смущать энтузиастов. Самодельщики, дерзайте.

    uPC2581V.png

    checha and Vadim-Snow-72 like this

  17. Я получил пару писем с вопросами и некоторыми комментариями к моему последнему посту. Главный момент, который мне удалось выделить из этих писем, это сомнения в том, что можно услышать различия между разными форматами, особенно "повышенного" разрешения, так и разницу между ЦАП с разрешением 19 бит и, скажем, 20 бит. Сомнения на мой взгляд вполне резонные. Для того, чтобы услышать достаточно небольшую разницу между форматами, требуется тракт высочайшего качества, причем тракт нужен именно цифровой (даже не буду здесь касаться качества АС). А еще некоторое время на прослушивания, потому как не на всех треках и не в каждый момент эта разница устойчиво слышна. Но при некотором старании разница надежно улавливается. Законный вопрос: А для чего так стараться, если результат малозаметен? Все зависит от качества цифрового тракта. Чем он качественнее, тем заметнее прибавка удовольствия при прослушивании более продвинутого контента. К сожалению мой тракт, может и кажется кому-то весьма качественным, но я его недостатки слышу и знаю, и хотя некоторые утверждают, что никогда не слышали такого замечательного звука, но я полагаю, что такая реакция от малого опыта прослушивания высококачественных цифровых систем, людям просто не с чем сравнивать. Потому как громадное большинство слушает практически аналоговые тракты, даже если использует ЦАП, и никто почти никогда не заботится, чтобы цифра дошла до несчастного ЦАПа с максимальной эффективностью. Да и остальная чисто аналоговая часть тракта не в состоянии добавить качества в звук. Конечно, после аналоговых систем, непривычным людям кажется, что у цифровых звук великолепный и лучше быть не может. Но я считаю, что моя, например, система это временный паллиатив и сам удивляюсь, что при таком её несовершенстве, её довольно приятно слушать. Я также хорошо понимаю, что надо сделать для улучшения звука, но... Всегда это "Но"! Самая большая проблема это стоимость. Каждый новый шажок улучшения системы обходится в совершенно неадекватные суммы, которые еще и увеличиваются с каждым шагом. А таких шажков надо сделать еще много.


    Что же касается разницы в звучании ЦАПов, то тут мой опыт гораздо скромнее. Я довольно легко улавливаю разницу между "бюджетными" и "топовыми" моделями, но разницу внутри этих групп практически не замечаю. И еще меньше могу судить о том, как скажется разница в звучании файлов разных форматов пропущенных через ЦАП. На мой взгляд такие исследования можно проводить только от отчаяния. Потому как аналоговой системе с ЦАП уже ничто не может помочь, никакие лампы её не спасут. Это как патефон сравнивать с электрофоном, после электрофона слушать патефон вряд ли захочется. Наверное между разными моделями патефонов тоже была разница в звучании, но как-то история до нас это не донесла. На мой взгляд аналогия с ЦАПами полная. А самая большая глупость это платить за якобы суперЦАП громадные деньги, не стоят они того. Сами посудите, кому может быть нужен суперпатефон? Китайские платки с Али за несколько тысяч это предельная цена для ЦАП.

    Этот горячий спич против ЦАП тут потому, что постоянно задают одни и те же вопросы, как улучшить тракт с ЦАП? Ответ — нет смысла, ну, если только поменять иглу на вашем патефоне. Радикальный путь это бросить, наконец, патефоны и перейти на более совершенные чисто цифровые устройства. Потому как самый совершенный тракт с ЦАП и рядом не стоял с полностью цифровым.

    Честно скажу, никого пока уговорить не удалось. Чешут репы, говорят, что звук у цифры конечно хорош, но то, что можно купить — весьма недешево, так что мы пока погодим. И, наверное, правильно. Потому как чисто цифровые тракты пока находятся еще в стадии младенчества. Цифровая парадигма еще не готова. Буквально на каждом шагу трудности: и с цифровыми источниками, и с линиями передачи, и с форматами передачи, и с цифровыми усилителями и т.д. Полностью готовых решений нет, а это значит придется допиливать самому, т.е. копать интернет и учиться, учиться... Желающих нет. Хотя уже есть и правильные цифровые источники, и правильные цифровые интерфейсы, и правильные цифровые усилители, но пока еще никто их вместе не собрал, да и понимания, что правильное, а что нет пока есть только у немногих.  И еще АС остаются чисто аналоговым устройством, и если приставить совершенный цифровой тракт к бюджетным АС, то скачок качества может и не получиться или очень сильно смажется. Так что приобретая современный цифровой тракт, скорее всего нужно будет и приобрести новые, более дорогие и качественные АС. Так что спешить некуда, увы, придется пока слушать патефоны.

    Vadim-Snow-72 likes this

  18. Тут на Новый год, случилось одно небольшое, но очень важное для меня событие. И приятное к тому же. Я приноровился колоть образы SACD на треки. Еще несколько лет назад это было невозможно. Потом стало возможно, но очень сложно. Приходилось долго колдовать с полусамодельными программами. Я разок попробовал, понял, что овчинка выделки не стоит и на пару лет отвлекся от этой темы. А аккурат перед Новым годом полез в сеть и, батюшки, оказывается упростили процедуру колки до безобразия, буквально до пары нажатий на кнопочки. Полагаю, что это потому, что раньше это было нужно только отдельным фанатикам, вроде меня, а потом стало нужным для достаточно массового бизнеса подготовки контента для стрима. И конвертеров еще понаделали на любой вкус, теперь можно из любого занюханного CD сделать "копию мастер-ленты" тоже с помощью пары нажатий. И говны забурлили, "копии мастер-ленты" посыпались как из рога изобилия. Это к чему такая присказка? А к тому, что многие не понимают в каком формате надо сохранять аудиоконтент. Перфекционисты начитавшись в интернете про DXD, даже слушать не хотят про другие форматы, типа «профессионалы», к которым они себя ничтоже сумняшеся относят, «используют только самое лучшее». А лучшее, по их мнению, это DXD с частотой дискретизации минимум 352,8 кГц, ну, в крайнем случае пусть будет DSD512 с частотой семплирования, соответственно, вплоть до 22579,2 кГц, что в 8 раз выше классического DSD (2822,4 кГц для SACD) и в 512 раз выше обычного CD (44,1 кГц). А чего стесняться? Цифровые носители сейчас дешевые, вот и заливают их треками чудовищного объема.

    К услугам людей попроще большой выбор популярных форматов файлов, способных хранить аудио высокого разрешения — FLAC, ALAC, WAV и AIFF и это, не считая мелких брызг в виде пары десятков непопулярных и малоиспользуемых форматов. Просто глаза разбегаются. Вот и стараются все в меру своей испорченности, в чем можно убедиться, заглянув на рутрекер, каких только форматов там не найдете. Например, самый популярный формат для оцифрованного винила (LP) это 24 бита / 192 кГц. Почему же такое разнообразие, да потому, что никто не знает критерия достаточности по разрядности и частоте сэмплирования, вот и перестраховываются. И куда деваться бедному аудиофилу.

    Предлагаю рассмотреть следующую диаграмму.65c10ab482c4c_.thumb.png.983f8424d9839c08eba2fa50d9d99802.png

    По вертикальной оси динамический диапазон (ДД), по горизонтальной — частота. Тут уже необходимы пояснения. Для чего нужен большой ДД, когда у реальных фонограмм он достигает максимум 80 дБ? Надо напомнить, что ДД фонограммы в дБ численно почти совпадает с уровнем ее шума. Все что ниже уровня шума, мы не слышим, шум маскирует звуки. Т.е. чем больше ДД фонограммы тем ниже уровень ее шума и тем больше тихих звуков мы можем услышать в теории. Но у системы, на которой мы слушаем, тоже имеется свой шум и если он по уровню будет выше шума фонограммы, то общий уровень шума мы будем отсчитывать от него, а не от шума фонограммы. Но уровень шума системы зависит от ее конструкции и теоретически может быть понижен. На сегодня, не прибегая к особым ухищрениям, можно получить уровень шума примерно от –120 до –138 дБ. И если уровень –120 дБ получить сравнительно легко, то за –138 дБ придется уже побороться. Еще больше снизить уровень шума тоже можно, но это потребует очень серьезных усилий и разговор об этом будет отдельный. К счастью, сверхнизкий уровень шума нужен не во всей системе, а может быть локализован только в том ее месте, где производится цифро-аналоговое преобразование, т.е. только для ЦАП. На диаграмме показана реальная верхняя граница ДД для ЦАП, т.е. фонограмма с ДД 148 дБ в реальности будет ограничена на уровне 138 дБ (красный прямоугольник) или чуть ниже из-за шума системы, если не предпринимать никаких мер по понижению уровня шума. На диаграмме видно, что прямоугольники CD, SACD и LP находятся ниже этой границы, таким образом гарантируя, что все звуки соответствующих фонограмм могут быть услышаны.

    Теперь поговорим о частоте. На диаграмме вертикальной пунктирной линией показан предел слышимости человека. Это теоретический предел, в большинстве реальных случаев этот предел заметно ниже и есть данные, что он еще и снижается с возрастом. Тут стоить напомнить следствие теоремы Фурье, гласящее о том, что конечный сигнал (к которому относится речь и музыка) имеет бесконечный спектр, т.е. если ограничить полосу пропускания системы 20 кГц, то все проходящие через такую систему сигналы будут искажены, что мы и наблюдаем в повседневной жизни. Мы можем слышать узкополосное воспроизведение записанной речи и музыки, понимать ее смысл, улавливать мелодию, но мы никогда не перепутаем звучание записи и реальные звуки именно из-за искажений вызванных узкой полосой пропускания. То есть можно утверждать, что для получения качественного звука нам нужны неслышимые ультразвуковые гармоники (показано черной стрелкой) и чем шире будет частотный диапазон, тем качественнее будет звук. Но на пути расширения частотного диапазона тоже имеется барьер, обусловленный трудностями воспроизведения ультразвуков реальными динамиками. У большинства «пищалок» частотный диапазон не дотягивает до 30 кГц и после 20 кГц отдача заметно падает, неравномерность АЧХ возрастает, а диаграмма направленности драматически сужается. Правда в последнее время появилось множество ленточных головок с приличной отдачей примерно до 40…45 кГц. Немногочисленные пищалки с заявленным диапазоном якобы 100 кГц показали себя неважно, отдача выше 20 кГц у них падает с наклоном примерно 30 дБ/октава, не говоря уж о неравномерности АЧХ и диаграмме направленности. Так что барьер на 50 кГц вполне реален, хотя и наверняка преодолим. На диаграмме видно, что прямоугольники CD, SACD и LP находятся левее этой границы и при наличии широкополосных (до 50 кГц) усилителя и АС искажения в полосе слуха человека будут минимальными. При появлении реально работающих до 100 кГц пищалок и широкополосных электронных трактов можно будет говорить о радикальном снижении искажений в полосе слуха человека, но это пока в будущем, хотя возможно и недалеком. Вот для такого будущего и пригодится формат записи 24/192, а пока он сильно избыточен. На сегодня оптимумом будет 24/96 или даже 24/88.2. Почему 88.2 лучше 96? Объяснение совершенно не очевидное. Оно связано с точностью преобразования цифрового сигнала. Одно дело, когда все вычисления производятся мощным процессором с плавающей точкой, например, камнем бытового компьютера или продвинутым ДСП. То есть все преобразования сигнала сделанные в высокой точностью на компьютере с помощью правильной программы не увеличат процент искажений в фонограмме. Другое дело преобразование на лету в чипе, установленном в бытовой аппаратуре. Пересчет сетки 44.1/48 тоже относится к таким преобразованиям. На сегодня все чипы для обработки звука делают только целочисленные вычисления, т.е. грубо округляют результат и, таким образом, вносят серьезные дополнительные искажения в звук. Так что на сегодня лучшим выходом из ситуации является цифровой тракт настроенный только на одну из стандартных частот сетки, а именно на 44.1 кГц, как гораздо более распространенную. А файлы для прослушивания желательно заранее готовить на компьютере. На сегодня оптимальным будет формат 24/88.2 упакованный в контейнер wav. Использовать сжатые форматы нежелательно из тех же самых соображений, распаковка это вычисления на лету, и сделанные на целочисленных чипах они добавят искажений. Немного, но добавят. Хотя если вы используете для прослушивания файлов медиакомпьютер, то можно использовать и flac. Примерно тоже самое можно сказать и о стандартах DXD и DSD. Хранить треки в таком виде можно, а воспроизводить нежелательно. Только потому, что эти стандарты не подлежат обработке в цифровом тракте в явном виде (за парой исключений), т.е. требуют перекодирования в PCM (даже внутри чипа ЦАП), что означает операции целочисленных вычислений и неизбежные искажения при этом. В качестве примера приведу парадоксальный факт: треки, полученные из образа SACD на большом компьютере, звучат через дисковый плеер чуть-чуть лучше, чем сам SACD. Только потому, что «мастеринг», т.е. преобразование форматов, сделанное на мощном процессоре с плавающей точкой, создает меньше искажений, чем преобразование на лету с помощью целочисленных чипов внутри плеера.

    Также надо отметить бессмысленность преобразования треков CD, SACD и LP в формат 24/192 потому, что такое преобразование может быть получено только с помощью интерполяции, а значит не будет нести никакой новой информации. В формат 24/192 стоит заливать контент только с мастер-ленты, реально недоступной массовому пользователю. Оптимальный формат (24/88.2) хранения звукового контента, снятого с традиционных носителей обозначен на диаграмме красным прямоугольником с надписью M-Res (это не официальное название, а рабочий термин). Теоретически формулу можно переписать на 24/96, но это дела не изменит, а вот искажения от пересчета могут возрасти.

     

    И еще несколько комментариев к диаграмме. Зеленый прямоугольник помеченный LP(M) относится к абсолютно новому виниловому диску (Код класса состояния винила: Mint (M)), а маленький желтый прямоугольник к серьезно попиленному винилу (Код класса состояния винила: Good (G) или Good Plus (G+)). Качество винилового диска очень быстро падает. Буквально за первый десяток проигрываний, полоса уменьшается почти вдвое, хотя потом процесс деградации несколько замедляется и до примерно 50 проигрывания остается на одном уровне. Настоящие перфекционисты считают проигрывания диска и после 50 проигрываний стараются продать его. Лет 30 назад даже продавался специальный лейбл в виде липкой ленты с напечатанными числами и квадратиками, в которые надо было ставить крыжик после каждого проигрывания. Лейбл лепился на конверт с диском и фирма гарантировала его аккуратное снятие без повреждения конверта. Для винила показаны два крайних состояния, соответствующих нулевому и попиленному состоянию диска, реальный вариант где-то между ними и, полагаю, чаще ближе к желтому прямоугольнику, чем к зеленому.

    На диаграмме хорошо видно, что диапазон частот SACD и LP одинаковый и практически совпадает с верхней границей работы АС. Ясно, что это неспроста. Серый прямоугольник CD выглядит довольно убого по сравнению со свежим винилом, но совсем неплохо по сравнению с винилом попиленным. Собственно, CD и делался в основном для устранения главных недостатков винила: щелчков, деградации качества и невысокого ДД. Но оказалось, что разработчики стандарта CD недооценили слушателя и его требования к качеству звука. Придирчивые слушатели оказались недовольны CD и через 20 лет появился SACD, который действительно стал полноценной заменой винила. Но поезд уже ушел, к концу ХХ века массовый слушатель уже привык к скверному звуку и стандарт SACD набирает популярность очень медленно и, боюсь, что может вообще умереть, не выдержав конкуренции с Hi Res треками из интернета, бешеное развитие которых стимулируется повсеместным распространением смартфонов и наушников. Ленивым пользователям стримконтента не охота возиться с дисками, да еще и тратить на них дополнительные деньги, тем более, что процент таковых в общей массе слушателей невысок. Миллиарды же вполне довольны прослушиванием mp3.

    Ну, и, наконец, в самом верху диаграммы показана граница ДД для ШИМ-процессоров. Она показана просто для сравнения с ЦАПами, которые уперлись в чисто физические ограничения и перестали развиваться. ШИМ-процессоры же развиваются, но достаточно медленно, именно потому, что обеспечиваемое ими качество ЦА-преобразования избыточно на настоящий момент. И поэтому не наработана схемотехника качественных трактов на ШИМ-процессорах. Типовые тракты на ШИМ-процессорах имеют точно такое же отношение сигнал/шум, как и тракты на ЦАП и поэтому их преимущества не сильно заметны, все маскирует шум.

    Теперь посмотрим где же находятся современные элитные ЦАПы, порой стоящие миллионы (коричневый прямоугольник). Эффективное число бит для ЦАПов равно 21…22. Это предел, который не преодолеть. Это означает ДД равный 126…134 дБ. Но это теория, на практике все печальнее. Реальные значения для самых крутых и навороченных ЦАП где-то 120…125 дБ, что примерно соответствует типовому уровню шума бытовых электронных устройств. И это граница по ДД, а по частоте все ограничивается самим трактом и АС, т.е. как правило это те же 20 кГц или чуть больше. Ясно, что современные ЦАП могут довольно успешно справляться с фонограммами в формате CD, несколько хуже с оцифрованным LP, и совсем неважно с SACD (вот поэтому многие и не слышат преимуществ SACD). Ситуацию можно несколько улучшить, расширив частотный диапазон тракта вместе с АС, но такое случается не часто, большинство не понимает зачем это нужно, типа «я не слышу ничего выше 18 кГц», хотя тут надо заменять глагол «слышать» на «соображать».

    И последнее. Передний край за что сегодня борются инженеры в области аудио — это понижение уровня шума, в первую очередь зоны, где производится ЦА-преобразование. Это борьба за тихие звуки, маскирующиеся шумом и глубину, и насыщенность звуковой картины. А во-вторых инженеры и акустики борются за расширение частотного диапазона хотя бы до 40-45 кГц и это борьба с неустранимыми другим способом искажениями. Здесь четко виден фронт работ, достичь предела 100 кГц, чтобы радикально повысить естественность воспроизведения. Но, полагаю, что достичь этого предела будет очень непросто.

    Vadim-Snow-72 and Михаил like this

  19. Как тесен мир. 30 лет назад я имел счастье встречаться с Хандогиным В.И. Тогда он был или замом Найвельта, или главным инженером ПО Электропитание, сейчас уже не помню, а заодно руководил отделом в институте радиотехники где-то на Басманной. Живой такой мужичок, помешанный на аморфном железе. Я тогда занимался электрошоковым оружием и с подачи Хандогина в высоковольтный трансформатор воткнули сердечник из аморфного железа. Хуже не стало. Стало дороже.

    И книжечку такую помню. Хорошая книжечка. В те времена пользовался только ей. Только не видел ее давно. Возможно осталась у первой жены.

    Кстати, посмотрите в книжечке, есть ли там данные на сердечники ШК4-6,6, ШК3,2х6,6


  20. И Вам спасибо, уважаемый Холмс. Хоть один человек заинтересовался, значит не зря возился. Кстати, выяснил, как называется второе издание: Злобин В.А., Муромкина Т.С., Поспелов П.В. "Изделия из ферритов и магнитодиэлектриков". М. Советское радио 1972 г. 240 с. И уже в мягкой обложке. В отличие от справочника "Ферриты и магнитодизлектрики", изданного в 1968 г., содержащего основы физики ферритов и технологии их изготовления, в этой книге описываются различные типы и конструкции сердечников, нашедших широкое применение в радиоаппаратуре и устройствах. Сообщаются основные технические характеристики, условия эксплуатации и области применения сердечников из магнитомягких, магнитотвердых, магнитострикционных ферритов и ферритов с прямоугольной петлей гистерезиса, а также сердечников из карбонильного железа и альсифера. Все помещенные в справочнике материалы собраны на заводах-изготовителях и основаны на действующих стандартах и технических условиях.  253 табл., 79 рис. Просят 250 руб. Вроде не дорого, но интерес к этой теме слабый, наверное не буду покупать. Да и наверняка содержание в основном совпадает.


  21. Цитата

    ОД0.336.002.ТУ Интересно чей децимал?

    Привет, Вадим

    Не сразу, но разглядел на инструкции товарный знак Ленинградского ЦНИИ "Электрон". С большой долей вероятности (99%) можно утверждать, что это предприятие является и производителем ПЗС "1462". В принципе, может еще живы и разработчики. Надо бы пошукать в Вашем городе.


  22. От хорошего приятеля получил ссылку на интересную статью Акустический эффект гармонических искажений, вызванных алюминиевыми электролитическими конденсаторами.

    Некий доктор Рене Кальбиц с чисто немецкой обстоятельностью доказывает, что электролиты Wurth не могут являться серьезным источником THD в аудиоприложениях. При этом доктор Кальбиц сначала подводит читателя к утверждению, что THD менее 7% практически незаметны на слух, а электролиты Wurth создают искажения меньшие порога заметности, который Кальбиц выводит с помощью сложных казуистических расчетов из этих самых 7%. Статья при всей своей ангажированности тем не менее ценна интересными рассуждениями на тему человеческого слуха. Часть статьи касающаяся конденсаторов показалась мне менее интересной.

    Михаил likes this

  23. Удалось добыть весьма редкое издание "Ферриты и магнитодиэлектрики" — каталог-справочник, ДСП, 1968 год. Большой формат, мелованная бумага, издано с претензией на качество. Тираж неизвестно какой, но "ограниченный", рассылался по списку. К каталогу прилагается маленькая брошюрка-приложение с указанием производителей. Впрочем, их на 1968 год было всего пять. Все довольно известные, непонятен только один — А-7748, вроде это Харьков, но кто там делал ферриты в то время, непонятно.

    Ферриты и магнитодиэлектрики

    Приложение

    000_Обл_100.png

    фор1_100.png