119 posts in this topic

Привет, Андрей

Спасибо за информацию. Похоже, что ты прав насчет перевода РЕ4 в РР4. Немного смущает, что у РЕ4 указан собственный "аналог" NC7002, а у РР4 в качестве "аналога" указан HNVM3004. NC7002 выпускался в корпусе DIP40, так что он вряд ли может быть аналогом РЕ4. И вообще фирма Nitron являлась отделением MacDonnell Douglas и была не шибко популярна в электронных кругах. Так что информации по ней и в частности по NC7002 очень немного. А вот у HNVM3004 корпус на 24 вывода и это уже как-то похоже на аналог, но организация 512х8, хотя выпускались и "половинки" под тем же названием. Вполне возможно, что в Киеве понимали под аналогом "четвертинку" от HNVM3004.

И ты добавил еще один фантом — 505РУ8. Логично предположить, что где-то затерялась и 505РУ7. 

Понравилась реклама Nitron своих EAROM, особенно слоган: "Мозги не взорвет в результате отключения электроэнергии"

 

 

Nitron-2.png

Клапауций likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 27.09.2023 в 22:02, kolbasNIC сказал:

Вот тут: 505РЕ3 на последней странице файла Серия 505.pdf ты найдешь ответ на свой вопрос.

Дополню по прошивкам:

К505РЕ3-0008 и 0009 применялись в частотомере Ч3-63 (крупных фотографий в сети нет, только такие: раз два ,ИМС в корпусе 405.24 - это К505РЕ3)

а знакогенератор КР505РЕ3-0063 применялась в наиболее массовой модификации газоразрядного дисплея МС6205

Share this post


Link to post
Share on other sites

Периодически вожусь со схемой защиты усилителей. На сегодня уже шестой вариант. На этот раз хочу применить дистанционный переключатель. Сначала предполагал использовать ДП-29. Очень симпатичный прибор. Где-то в сети попадалось фото внутренностей "Бурана", так там рядами стоят эти самые ДП-29. Засада оказалась в полном отсутствии справочной информации по ДП-29. Пришлось напрячься и накопать информации по ДП-29, но в процессе собирания этой информации попался документ в котором указано, что дистанционные переключатели ДП-21 и ДП-29 снимаются с производства, а вместо них предлагается использовать ДП-1 в вариантах на 50 и 100 А. Типа ДП-1 это новое поколение дистанционных переключателей, которое еще и производится серийно. С ДП-1 связаны две проблемы. Первая это система механической фиксации, основанная не на защелке, как у ДП-29, а на рычажном механизме с двумя «мертвыми точками», т.е. устойчивыми состояниями. Я полагал, что малая величина контактного сопротивления ДП-29 (0,005 Ом) связана как раз с тем фактом, что он запирается защелкой, которая сильно прижимает контакты друг к другу. А у ДП-1 какие-то рычажки, связанные спиральной пружинкой, не такой уж и тугой, кстати. Величина контактного сопротивления ДП-1 нигде не указана. Более того, завод ЧАЭЗ отписался в том смысле, что это ненормируемый параметр. Так что придется этот параметр померить, а это не так просто. Тестером или даже мостом не измеришь. Измерение надо проводить на большом токе, не менее 1 А. Хлопотно это, а я ленив. Но позже все равно померяю, когда мощный резистор подберу. Интересно. А вторая проблема оказалась глубже. Я выбрал модификацию ДП-1-50, т.е. на 50 А. И купил такой прибор в Митино. А оказалось, что современный ДП-1-50 в алюминиевом корпусе довольно сильно отличается по параметрам катушек и даже по конструкции от ДП-1-50 в пластмассовом корпусе, выпускавшийся ранее. Полагаю, что это было еще в СССР. И интересен этот пластмассовый ДП-1-50 своей ценой, которая раз в 15 ниже заводской. Пришлось и на него искать информацию. Оказывается и это тоже крутой космический прибор. Он пригоден к работе не только в воздушной среде, но и в среде азота, а также при облучении нейтронами и гамма-лучами. Выдерживает удары в 150 g. И все эти перечисления спецфакторов, хитрых атмосфер и многообразных вибраций есть в описании этого прибора. И внутри очень красив и солиден. Я для себя накропал даташитик, чтобы все было под рукой, правда выкинул оттуда всю информацию про гамма-лучи и нейтроны. Полагаю, это не пригодится. А даташитик прилагаю. Может кому и интересно будет, хотя это вряд ли, но главное, чтобы не потерялся. 

 

 

 

 

Переключатели дистанционные ДП-1-50 (коричневые).pdf

checha and Клапауций like this

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, kolbasNIC сказал:

А даташитик прилагаю.

 

Благодарю.

Александр! Вопрос дилетанта.

А чем опто МОП ключи не устраивают для этих целей? Сопротивление большое? Нет "фиксации" ?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, checha сказал:

А чем опто МОП ключи не устраивают для этих целей? Сопротивление большое? Нет "фиксации" ?

Добрый день

Не устраивает гальваническая связь с нагрузкой. Согласно многим национальным стандартам и нашему ГОСТ 12.2.006-87 (МЭК 65-85) «Безопасность аппаратуры электронной сетевой и сходных с ней устройств, предназначенных для бытового и аналогичного общего применения», а также последней редакции ПУЭ, устройства защиты усилителей должны обязательно физически разрывать защищаемые цепи.

 

У меня еще и чисто спортивный интерес к схемам защиты на реле. Те, кто много занимался ремонтом промышленных усилителей обычно знают про «волшебный» прием, резко восстанавливающий понижающееся со временем качество звука. Это замена реле в схеме защиты или хотя бы чистка его контактов (хотя подобная операция прямо запрещается для многих видов реле). Со временем контакты реле окисляются и контактное сопротивление мало того, что повышается, но еще и становится нелинейным и зависящем от влажности и даже от цены на дрова в прошлом году. Замечу, что типовое паспортное значение контактного сопротивления для большинства малогабаритных реле, используемых в промышленных усилителях, не более 0,2 Ома, что немало при паспортном сопротивлении нагрузки 4/8 Ом (в реальной жизни во время работы усилителя сопротивление АС может падать до 1 Ома и даже менее). Из научной литературы известно, что контактное сопротивление реле в первую очередь зависит от силы прижима контактов друг к другу и почти не зависит от формы и материала контактов. А какие реле имеют повышенную силу прижима контактов? Правильно, рассчитанные на работу в условиях тряски и знакопеременных нагрузок, т.е. автомобильные и авиационные. Автомобильные в меньшей степени, авиационные в большей. При более подробном изучении проблемы, оказалось, есть еще и «космические» реле, рассчитанные вообще на запредельные перегрузки. Вот я, как истинный перфекционист, и взялся пробовать разные реле.

Я начал эксперименты с ртутных реле. Замечательная вещь, хотя и дорогая. Но ртуть отпугивает и, если "для себя" еще как-то можно с ней мириться, то предлагать это другим людям уже не получается. Потом попробовал мощные промышленные реле. Не понравилось. Слишком большая мощность управления при не особо выдающимся контактном сопротивлении и высокой стоимости. Затем, под влиянием японских аудиофилов, попробовал автомобильные реле. Красивые коробочки фирмы Denso. Тут не понравилось, что таких реле надо обязательно пару, мощность управления тоже не маленькая, а контактное сопротивление весьма среднее. Да и греются они заметно при длительной работе. Авиационные реле не очень подходят под данную задачу, авиационные контакторы подходят получше, но имеют запредельные мощности управления, громадные габариты и стоимость. Греться тоже должны немало. Поэтому даже не решился пробовать. Достаточно случайно натолкнулся на мощные дистанционные переключатели. Сначала особого впечатления они не произвели, а потом по мере накопления справочной информации, стали нравиться все больше и больше. И, как итог, зацепился за ДП-29, а потом ДП-1-50, в основном из-за возможности безпаечного подключения к рабочим контактам. В ДП-29 не нравится, что он винтажный, стремно как-то применять антиквариат, а с ДП-1-50 пока есть непонятки с контактным сопротивлением. Но, я еще не дошел до рабочего макета и приоритеты могут поменяться. 

checha and Клапауций like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Понятно. Про обязательную гальваническую развязку с динамиками не знал.

 

А пробовали пускатели электродвигателей  трёхфазные для этих целей применять? У меня когда то была похожая задача, где требовалось маленькое сопротивление контактов. Нашёл, применил и  интересно, что силу прижима можно было регулировать.

Видимо не у всех есть такая возможность, - были французские. Причём время отключения совсем мизерное, сравнимое с малогабаритными реле.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В начале 80-х, когда приобрёл Викторию 00-не помню сколько, сделал защиту колонок на больших герконовых реле, название не помню. Замечательно работали до самой отправки на помойку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

сделал защиту колонок на больших герконовых реле

У герконовых тоже не очень хорошо с контактным сопротивлением, зато они стабильнее. Я перебрал все герконы, когда либо выпускавшиеся в нашей стране. А также герсиконы. И только потом мне попался специалист по герконам (кстати, очень разочарованный в них человек), который открыл мне глаза. Дело в том, что сами электроды в герконах сделаны из специального ферромагнетика, который имеет высокое удельное сопротивление. Паспортные значения контактного сопротивления герконовых реле примерно такие же, как и у обычных, малогабаритных. С небольшими вариациями в ту или иную сторону. Были экспериментальные мощные герконы с медными канатиками внутри. Но не пошли. Оказались не технологичны. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Я РЭН33 использовал

Привет, Виктор

РЭН33 очень хорошее реле. Контактное сопротивление 0,5 Ом при токе 10 А, что совсем не плохо на фоне других. Но, увы, выводы под пайку. В современных усилителях весь выходной каскад, его линии питания и сам выход, продвинутые аудиофилы стараются делать по безпаечной технологии. 

Вот, что применяют перфекционисты:

Контактное сопротивление  менее 1 миллиОма. Но дорогое, зараза.

_250V-100A-2-Pole-Latching-Relay-for-Electricity-Meter-GRT508HA-100A- (2).png

Share this post


Link to post
Share on other sites

0,5 на одну пару контактов, а их четыре. Герметичные, стабильные и надежные.

Не понял про беспаечность - где там в выходном каскаде ее можно применить кроме выше показанной приблуды?

И куда делись болтики-винтики?)))

 

Зачем гнаться за позолоченными миллиомами в реле защиты, если сам усилитель включается через обычную вилку в стандартную розетку? А там далее контактов разных вообще вагон.

 

И, кстати - чем там внутритотень усилителя соединена между собой - сваркой что ли?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, kolbasNIC сказал:

В современных усилителях весь выходной каскад, его линии питания и сам выход, продвинутые аудиофилы стараются делать по безпаечной технологии. 

Надеюсь, вы к таким не относитесь...

Мне было бы страшно слышать подобные бредни (это очень мягко говоря) от человека, который явно хорошо разбирается в схемотехнике и электронике...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Не понял про беспаечность - где там в выходном каскаде ее можно применить кроме выше показанной приблуды?

И куда делись болтики-винтики?)))

Выводы транзисторов в корпусах TO-247 и TO-220 прижимаются специальной планкой и нейлоновыми винтами прямо к плате с утолщенной до 200 мкм металлизацией. Мощные пленочные безиндуктивные эмиттерные резисторы тоже в корпусах типа ТО-3Р и подключаются также. У резисторов и транзисторов общая текстолитовая планка, потому как они все сидят на радиаторе. Провода подводятся к плате с помощью напрессованых наконечников типа кольцо и прижимаются винтом с многолепестковой пружинной шайбой к оголенным до меди площадкам. И все соединения опрессовкой и под винт смазываются смазкой Суперконт СКМ и прогреваются феном, после чего соединение становится защищенным от кислорода и контактное сопротивление снижается и стабилизируется (это работает на все 100%!!!). Труднее всего с импульсным ИП (линейные ИП даже не рассматриваем). Приходится или заказывать специальный трансформатор с непаянными выводами вторичной обмотки (просто свободные голые концы проводов) или самому перематывать. Иногда получается размотать намотанные вокруг выводов трансформатора провода и механически удалить с них припой. Если провод обычный проще самому перемотать на новом сердечнике (старый как правило ломается при разборке), а если литц, то проще заказать, т.к. аккуратно снимать с литца лак в домашних условиях я не научился (а у китайцев как-то получается). Диоды заменяются на синхронный выпрямитель (MOSFETы в корпусах типа ТО-220). Выводы электролитов в электронном конденсаторе тоже прижимаются планкой. Электролиты только со склада производителя, на рынке сплошной контрафакт. Все эти ухищрения только на пути большого тока от вторичной обмотки ИП и до динамиков. Те же базы транзисторов в принципе можно паять. В общем методы есть, они отработаны и дают замечательный результат, который сказывается прежде всего на басе. Он становится тугим, наполненным и каким-то выпуклым что ли. Это надо хотя бы один раз услышать. Но собирать это все, гемор страшный. Суперконт не терпит никакой химии, например, спиртом протереть ничего нельзя, металл под Суперконт надо зачищать стальной щеткой или канителью. И после "отверждения" нарушать соединение с Суперконтом нельзя, чуть сдвинешь винтик и тонкая и очень непрочная защитная корочка трескается (соединение после "отверждения" остается разборным), что сразу сказывается на контактном сопротивлении. Да, чуть не забыл; путь большого тока должен быть минимизирован, т.е. как можно короче, никаких жгутов и проводов идущих по всему корпусу. Акустические провода до АС с согласованным волновым сопротивлением. Если выводы у динамиков под пайку, то они переделываются под фастоны и опрессовку с Суперконтом. 

С сетевыми вилками и розетками тоже есть заморочки, но они проще и не так критичны. В идеале используются сетевые приборные разъемы обязательно с металлическими корпусами и экранированный сетевой шнур. В связи с бешеным развитием сотовой связи, желателен простейший сетевой гармонизатор в розетке или рядом. Японские и американские аудиофилы используют только "медицинские" розетки NEMA, но у нас и в Европе это не нужно, т.к. очень надежные вилки и розетки Schuko гораздо лучше американских "медицинских".

Самый серьезный враг это предохранители. С тонким волоском внутри для усилителей не годятся, что бы там не писали в рекламе "для аудио". Есть специальные адиабатические с двойной широкой медной лентой внутри и термитной смесью. 

Полагаю, на сегодня достаточно. Слона надо есть по кусочкам.

В качестве иллюстрации компоновки выходного каскада прилагаю уже не актуальный проект выходного каскада цифрового усилителя 2017 года. Тут еще нет полностью безпаечной технологии, только частичная, но минимизация силовых цепей в виде ортогонального монтажа уже есть, а также присутствует ртутное реле и выход на кабель с согласованным волновым сопротивлением. Да и просто подивитесь, картинка красивая на мой взгляд.

Сборочный чертеж 21_06_17.png

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Надеюсь, вы к таким не относитесь...

Мне было бы страшно слышать подобные бредни

Вам придется смириться с этим прискорбным фактом. Отношусь именно к таким (впрочем, как и инженеры японской фирмы Luxman). Прощай мой авторитет.:7:

Я все проверяю на практике и стараюсь найти объективное объяснение любому явлению. Что-то из аудиофильских мифов работает, а что-то нет. Но я не очень огорчен Вашим нигилизмом, догматичность среди инженеров довольно распространенное явление и, думаю, каждый с ней многократно сталкивался. Бывает, что с годами она проходит, а бывает и нет. Чаще всего нет. Но надежду терять не стоит. Крепитесь и прошу Вас в дальнейшем поаккуратнее выражаться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, kolbasNIC сказал:

Контактное сопротивление  менее 1 миллиОма.

 

Прочитав всё ранее изложенное возник странный вопрос- а какими техническими ухищрениями удалось добиться такого результата? Материал контактов - золото?

Огромная сила прижима?

5 часов назад, kolbasNIC сказал:

Есть специальные адиабатические с двойной широкой медной лентой внутри и термитной смесью. 

 

Как в технике получения очень высоких напряжений. Ну, в ядерной технике, это нужно.

Разрывные контакты. Взрывом разрывные. Дорогущие, зараза! Правда там токи килоамперные.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Прочитав всё ранее изложенное возник странный вопрос- а какими техническими ухищрениями удалось добиться такого результата? Материал контактов - золото?

Огромная сила прижима?

Добрый день. 

Честно говоря, не знаю. Но золото тут точно не при чем. Золото применяют в реле коммутирующие микротоки. Материал контактов у GRT508HA — AgSnO2. Весьма типичный для мощных реле. На DIY Audio, кажется, кто-то его контактное сопротивление проверял. Естественно, не при 100 А, а на токах намного ниже. Порядок величины сошелся. Так что, наверное, все-таки сила прижима. 

Цитата

Дорогущие, зараза! Правда там токи килоамперные.

Дорогущие, это точно. Рассчитаны на типовые токи от 5 А и выше. И размеры весьма скромные. Разрывает ток, кстати, не взрывом, а пережигает крошечным количеством термитной смеси. Меньше спичечной головки. Выглядит вместе с держателем предохранителя, вот так (увы, фото низкого разрешения):

s-l225.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Вот такие релюшки есть, без дела валяются

Симпатичные. Но фирма Gruner не указывает величину контактного сопротивления. Поэтому я даже никогда не принимал их в расчет. И потом желательно иметь в одном корпусе два коммутируемых контакта. Иначе придется ставить два реле, что неудобно. Есть у Gruner подходящие реле типа 741. Чуть более компактные, чем китайские. Но, увы, сопротивление тоже не указано.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если интересно, могу для измерений релюхи выслать, где то ещё пара штук валяется. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

Если интересно, могу для измерений релюхи выслать, где то ещё пара штук валяется.

Спасибо. Не стоит. Я не слишком любопытен, да и использовать эти реле не буду. И еще это ценные дорогие реле, Вам самому может потом пригодятся. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обновил материал по микросборке ДК-3: https://ic-info.ru/mikrosborki/24854/?sphrase_id=78118

Судя по интернету, более старая и примитивная ДК-1 весьма популярна, вовсю продаются ее замены на SMD компонентах, а по ДК-3 почти нет упоминаний, только у Клапауция немного.

Кстати, для любителей разглядывать внутренности гибридок, ДК-3 построена на четырех чипах 740УД2, одном 765ТВ1, одном 765ЛП2 и двух 765ЛЕ5.

Vadim-Snow-72 likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Анонс КМ1002КП1

Тяжелая позиция. Исходный скупой материал, взятый из Дейтоновских каталогов, в свое время озвучил Анатолий Владимирович Нефедов. К сожалению в Дейтоновских каталогах 90-х годов (откуда взят материал) стало совсем мало графической информации, только лишь условное графическое обозначение, да и текста почти нет и он размазан по таблицам в разных частях каталога и требует дешифровки. Потом сильно помог уважаемый Pedro, наводкой на правильный аналог. А потом материал долго ждал своей очереди. Правда, я пару раз пытался приступить к обработке, но каждый раз отступал, убоявшись объема работ. А тут помогло несчастье — у меня намедни подох кот. И я находясь, так сказать, в трауре, дабы забыться, занялся нуднейшим делом, стал приводить к общему знаменателю очень разрозненные кусочки информации по КМ1002КП1. Сначала казалось, что их ничтожно мало, но постепенно в процессе работы кое-что насосалось. 

Vadim-Snow-72, LEON, RCgoff and 1 other like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Анонс серии 1007. Пример: КФ1007ИЕ1

В серии всего две микросхемы. И если одной из них — КА1007ХП1 еще немного повезло, были опубликованы целых два описания, одно традиционно невнятное и неполное в "женском" журнале "Электронная промышленность" и второе более подробное в отличном справочнике Новаченко, то КФ1007ИЕ1 никогда не встречалась в справочной литературе и даже упакована была в весьма редкий "секретный" корпус под загадочным названием Индер. Так что документ по ссылке является первой публикацией по КФ1007ИЕ1. Исходный материал на этот чип был очень отрывочен и противоречив. Многое удалось понять только благодаря мутнейшему даташиту на аналог (плохой перевод с японского на английский), хотя на самом деле µPD833G полным аналогом не является, отечественный вариант пакуется в корпус с чуть меньшим количеством выводов, а, следовательно, с иной цоколевкой и с сокращением некоторых, впрочем, на мой взгляд, совсем не нужных функций оригинала.

Vadim-Snow-72 likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

После работы по подготовке материалов по 1007 серии у меня остался только один вопрос: С какой линией задержки должна была работать КА1007ХП1?

Сказано, что это аналоговая линия задержки на ПЗС регистре длиной 1024 разряда. Судя по схеме применения у ЛЗ должны быть 4 отвода для подбора времени задержки и вход сброса. Все выводы КА1007ХП1 предназначенные для подключения к ПЗС рассчитаны на напряжение 18 В. ПЗС технологиями в СССР занимались в Москве (Пульсар), Ленинграде (Электрон), Киеве (Квазар) и Новосибирске (НЗПП), но в основном для видео. Аудио ЛЗ делал только Квазар, который выпускал специальные серии 528 и 593 по технологии BBD (пожарные цепочки). В серии 528 есть несколько ЛЗ на 1024 разряда, но все они не имеют отводов. 593БР1 это вообще ЛЗ на 8 разрядов с отводами. Хитрые хохлы указали в качестве аналога TAD-32 от Reticon, с которой 593БР1 имеет не так много общего. TAD-32 имеет отводы от каждого разряда (всего 32), для чего потребовался большой корпус DIP-40, а 8 разрядная 593БР1 в корпусе 201.16-8, т.е. в лучшем случае это "четвертинка" от TAD-32. Вообще Reticon был одним из родоначальников технологии "пожарных цепочек" и его BBD изделия в основном были очень примитивными, вторым толкачом технологии BBD стал Panasonic, а изобретатель технологии Philips отметился только лишь одним изделием. Ребята из Квазара передирали в основном продукцию Panasonic, да и выбор там был самый богатый. BBD технология уже в 80-х считалась бесперспективной и никто, кроме Panasonic в нее не вкладывался. А в 90-х и Panasonic разочаровался, т.к. BBD изделия применялись лишь для создания музыкальных спецэффектов, а это очень маленький рынок. Правда в 2009 году производитель педалей гитарных эффектов Visual Sound возобновил производство разработанных Panasonic чипов BBD MN3102 и MN3207 и вроде их делает до сих пор. Но вернемся к Квазару. Потренировавшись на копировании изделий Panasonic и Reticon, "разработчики" из Квазара закономерно возомнили себя большими специалистами и напоследок выродили "улучшенную" копию MN3011, встроив в нее генератор по подобию MN3101. Это "оригинальное" изделие получило название КР1016БР1. Именно КР1016БР1 я и считаю подходящей для работы с КА1007ХП1, хотя и немного избыточной, в частности у нее число разрядов немного больше указанных 1024, но первые 4 отвода от линейки сделаны от 196, 331, 597 и 863 разряда, т.е. вписываются в 1024. По напряжению (18 В) тоже есть неплохое совпадение. Тем более, что других вариантов и нет.

 

checha, LEON and Vadim-Snow-72 like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Александр ответ на ваш вопрос у меня где то дома лежит.Поищу.Помню что там ПЗС А10хх.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now